День 1 сентября, вне зависимости от года, всегда несет с собой что-то новое, ожидания отдачи от принятых решений и определенную тревогу по поводу остающихся проблем. Такая уж это сфера – образование, тут ведь как: сколько проблемы не решай, все равно зарождаются новые, и так без конца.
В этом году министр призвал не давить на детей школьной формой – необязателен белый верх с темными брюками (для мальчиков) и темной юбкой (для девочек), но необязательной такая форма одежды стала давно. Однако призвал не одевать детей слишком цветасто – отвлекает, особенно младших. Но младшие же потянутся за теми, кто одет ярко и, на их взгляд, красиво.
То же самое и с телефонами. Обычные кнопочные, дешевые, которые и потерять не жалко, от учебного процесса не отвлекают, служа именно тем, для чего предназначены: средством связи. Но у иных одноклассников на руках всякие хитроумные смартфоны с массой соблазнительных "интересностей", в них можно утонуть надолго. Эти как раз не дадут учиться.
Но это далеко не самые насущные заботы родителей и учителей. Некоторые школы впору разгрузить от наплыва желающих, в иных пустуют классы (последнее наблюдается, как правило, в небольших селах). В Ереване есть такие школы, которые по традиции считаются более престижными, нежели другие – туда рвутся, впрочем, не только (и не столько) по причине сравнительно более сильного преподавательского состава, но и удобного расположения, вблизи транспортных развязок.
Сюрприз от министра: школьники в Армении вынуждены будут сдавать ЕГЭ по всем предметам>>
В принципе, внешняя сторона подготовки к учебному году говорит об отсутствии ажиотажа и конфликтных ситуаций, обусловленных болезненными проблемами. Тем не менее, внутренние, не видные сразу, проблемы никуда не делись. С учебниками, например.
Родители, получившие образование в те годы, когда оно, уж извините, было поставлено лучше, замечают явные ошибки в учебниках, неверную информацию. Специалисты копают глубже, а там им открываются большие проблемы хотя бы с языком, которым эти учебники написаны. И это касается пособий практически по любому предмету, особенно для средней и старшей школы.
Ошибок много и орфографических, и пунктуационных, неправильно пишутся собственные имена и топонимы, а зачастую неверно переводятся термины или в одном материале, по одной теме, даются синонимы одного термина – это может вызвать затруднения в понимании даже у специалистов, не говоря уже о детях. Об этом говорят, в частности, эксперты НАН Армении.
Пока нет свежей информации о том, готовятся ли другие учебники на замену прежним – качественно новые, необходимость в которых назрела давно. Зато еще в июле министр образования Араик Арутюнян говорил о проблемах школ, в которые ходят несколько учеников.
Прежний подход заключался в том, что такую школу, скорее всего, ждало закрытие, как невыгодную в финансовом плане. Арутюнян еще в июле обещал, что отныне такие школы будут функционировать, а решение вопроса финансовой эффективности будут предлагать специалисты – рассмотрят разные проекты и выберут оптимальный.
"Полагаем, что вопрос финансовой эффективности можно решить так: в небольших и дальних общинах будут открыты культурно-образовательные комплексы, которые объединят в себе и детский сад, и школу, и культурный центр. Фактически, эти комплексы станут важнейшими центрами этих общин", – сказал Арутюнян.
В десятках школ Армении выявлены нарушения: министр обещает ужесточение мер>>
Падение образовательного уровня министр также отметил, причем и среди взрослых тоже. Положение это нужно исправлять, раз оно особо подчеркивается министерством. Строить всегда сложнее и дольше, чем ломать, но когда-то нужно начать этим заниматься.
А вообще-то, пройдет месяц-другой, и очевидными станут другие проблемы. Со временем будет понятнее, что нужно решать, не откладывая, а с чем можно пока подождать. Главное — не ждать слишком долго, чтобы потом не пришлось снова устраивать "капитальный ремонт".