Ашот Сафарян, Sputnik Армения.
На фоне переговоров армянского и российского лидеров в Москве армянская пресса обошла вниманием произошедшую за день до этого встречу Владимира Путина в Тегеране с иранским и турецким коллегами. Главы трех стран обсудили, конечно же, Сирию, в первую очередь, затем совместные меры по противостоянию санкционному давлению США. Но как видится, встреча эта может иметь непосредственное отношение к Армении. И вот почему.
С недавних пор сирийская тема имела к армянским интересам, скорее, косвенное отношение, вызванное всего лишь наличием армянской общины в этой многострадальной арабской стране. Сейчас ситуация изменилась. Дело в том, что в Москве Никол Пашинян и Владимир Путин договорились о совместной гуманитарной операции в Сирии. Армения отправит туда военных специалистов, саперов, инженеров и врачей. Основная задача, как сообщил Пашинян журналистам – оказание помощи армянской общине в Алеппо, и Сирии в целом.
"Я очень рад, что наши страны приняли это совместное решение, и представители гуманитарной миссии Минобороны Армении будут действовать под флагом Армении", — добавил армянский премьер.
Сказать, что это беспрецедентная акция – значит не сказать ничего. Ереван берет на себя весьма серьезную ответственность, внося свой вклад в стабилизацию обстановки в стране, где уже 7-й год идет гражданская война. Сирийский "кейс" внешней политики Армении выводит ее на совершенно новый уровень. Во-первых, небольшая южно-кавказская республика из потребителя безопасности становится ее источником.
Восстановление после разрушительной войны: как Армения может помочь Сирии>>
Во-вторых, участие Еревана в сирийских делах, где уже присутствуют не только дружественный Иран, но и враждебная Турция, придает этой миссии особый интерес. Турция сегодня – ситуативный, но все же партнер Москвы в сирийском урегулировании. Звучит парадоксально, но, похоже, складывается ситуация, при которой в сирийском театре могут пересекаться интересы двух давних противников – Еревана и Анкары. И это условное сближение происходит под патронажем Москвы. Какие геополитические дивиденды может извлечь из этого Ереван, зависит от мастерства армянской дипломатии. Однако стартовые условия на данный момент весьма неплохие.
Помнится, еще год с лишним тому назад глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что Россия может сыграть "позитивную роль в нормализации армяно-турецких отношений". По его словам, в Москве бы только приветствовали, чтобы армяно-турецкий участок внешней границы ЕАЭС был открыт для свободного перемещения людей, товаров и услуг.
К слову, и сам Пашинян после избрания премьером неоднократно говорил, что Армения готова к установлению дипломатических отношений с Анкарой без предусловий.
Сложно однозначно сказать, назрели ли сегодня условия для того, чтобы привести стороны к сближению, но как представляется, сирийский сюжет может стать тем цементирующим фактором, который позволит сдвинуть отношения Армении и Турции с мертвой точки. И то, что за трехсторонними переговорами в Тегеране последовал визит Пашиняна в Москву, выглядит весьма символичным.