ЕРЕВАН, 18 сен — Sputnik. Гражданин Турции Умут Али Озмен, пересекший ранее границу с Арменией, содержится в армянской тюрьме в таких условиях, о которых в турецкой и мечтать не приходится. Об этом заявил корреспонденту Sputnik Армения экс-депутат парламента, глава фонда "Верадарц" ("Возвращение") Арагац Ахоян.
Около полутора месяцев назад 16-летний Умут Али Озмен пересек турецко-армянскую границу. Его задержали российские пограничники и передали армянской стороне.
"Условия содержания хорошие, я у него был. Волосы чуть отросли, бородка пробивается. К парню пришел парикмахер, но он отказался от его услуг, попросил оставить как есть. Сотрудники тюрьмы тоже нормально с ним обращаются", — заявил Ахоян.
Гражданин Турции пытался незаконно проникнуть в Армению>>
Несколько дней назад турецкое издание Hurriyet выложило запись телефонного разговора Умута Али Озмена с отцом (общаться с родными парню тоже не запрещают). В ходе разговора юноша говорит родителю, что в камере от него потребовали встать, а потом ударили.
"Да, однажды потребовали от него встать, ударили по ноге, прикрикнули: "Вставай!" Ну, тюрьма все-таки. Но чтобы избивать – такого не было. А мы ему отнесли и еду, и одежду. А окажись этот парень в турецкой тюрьме, его родители и подумать не могли, что могут что-то ему передать", — добавил Ахоян.
По его словам, родители Умута Али Озмена не только говорили с ним, но уже дважды приезжали в Армению. Увидеть сына им тоже никто не запретил.
На днях в турецкой прессе распространились слухи о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил премьер-министру Армении Николу Пашиняну и попросил экстрадиции. Эти слухи уже опроверг сам Пашинян.
"Такого не может быть. Не очень-то просто позвонить руководителю страны, с которой у вас нет дипломатических отношений. Поэтому вопрос надо решать путем народной дипломатии. И здесь свое слово могут сказать наши турецкие друзья", — добавил Ахоян.
В их числе – бывший депутат парламента Турции Уфук Урас, писатель и очеркист Али Байрамоглу (член совета в фонде Гранта Динка) и другие. С ними Ахоян уже связался и подробно представил ситуацию.
"Конечно, наши правоохранители должны завершить расследование. Если выяснится, что никаких вопросов нет, то, думаю, нужно будет отпустить. По букве закона, возможно, наказание и предусмотрено. Но правильнее проявить добрую волю. Показать, что наши действия качественно иные", — считает Ахоян.
По его словам, "парень оказался простой – совсем по-детски". Увидев незнакомых людей, он насторожился, но потом понял: опасаться нечего. "Мы и сладостей ему привезли. Ему ведь 16 лет, по сути, еще ребенок. Мы разговорились, тут он мне и сказал: "Как же мне быть? У нас же уроки в школе начались, а я отстал", — рассказал Ахоян.
С активистами в Турции он поддерживает постоянную связь.