Ведь голосовали на муниципальных выборах 23 сентября не за то, кто именно станет мэром столицы Армении.
С одной стороны, по итогам голосования отрыв блока "Мой шаг" от соперников огромен, что, впрочем, и должно было случиться. С другой стороны, если учесть, что на выборы пришли меньше половины избирателей, особенно впечатляться 80 с лишним процентами не стоит.
Остальные партии и блоки получили достаточно объективные проценты голосов, доказывающие, что ни баночки с нечистотами, ни децибелы оригинального тембра голоса, ни неукротимое стремление к власти в любом ее виде – хотя бы к маленькому ее кусочку, ни воплощаемая уже в течение многих лет идея здороваться со всеми на улице, избирателя не обманут и не подкупят. Пожали то, что посеяли, результаты объективны, и это очевидно. За небольшим исключением, все участвовавшие в "мэрских" выборах силы уже давно блестяще доказали свою полную непригодность к управлению даже небольшим таксомоторным парком.
Что в первую очередь придется доказывать ереванцам блоку "Мой шаг" и Айку Марутяну лично>>
С другой стороны, мэр Еревана избран лишь третью горожан. Это, конечно, строго по закону не убавляет его легитимности, но на совестливого человека накладывает дополнительную ответственность, и если возглавлявший списки блока "Мой шаг" Айк Марутян обладает самолюбием и амбициями, то приложит все усилия, чтобы доказать свою дееспособность на этом посту. Учиться тому, чего не умеет и не знает (и, судя по всему, учиться придется много), а то ведь звучат кажущиеся вполне обоснованными мнения о том, что премьеру придется теперь работать и за мэра столицы.
В любом случае, нужно посмотреть, за что примется Марутян и, что важнее, как именно он за это примется. Понятно, что Ереван не преобразится вдруг, не так столицу уделали прежние градоначальники и власти, чтобы в одночасье вернуть ту "особую ауру", о которой говорит Марутян.
Да и не аура среди первоочередных задач. Марутяну придется решать множество проблем, причем, таких, что мечты о Дворце молодежи ("Кукурузе") можно смело оставить в категории сказок. Мусорная и транспортная проблемы не дадут увлекаться красивыми проектами, так что поработать "домохозяйкой" придется. И если вывоз мусора можно организовать, решив пару-другую технических вопросов, то проблема общественного транспорта, честно говоря, видится нерешаемой.
"Затаились на время": чем грозит Пашиняну и его команде успех на выборах мэра Еревана>>
Тому есть две главные причины – крайняя перегруженность автомашинами большого центра и финансовая проблема. Эти вопросы набили оскомину, но от них никуда не деться. У прежнего городского руководства вошло в привычку ежегодно представлять амбициозные планы по оптимизации транспортной сети и парка с привлечением якобы на помощь различных "специализированных организаций", в том числе из-за рубежа.
На каждой такой презентации клятвенно обещали, что мы не узнаем столичный транспорт ровно через 12 месяцев, но проходил год, и все оставалось по-прежнему. Тогда устраивали новую презентацию и, пряча глаза, говорили тот же текст с незначительными вариациями. Хочется надеяться, что цепь бесконечных обещаний прервется, и ереванцам представят план, которому суждено реализоваться.
Или будет честно заявлено, что в ближайшее время проблему не решить в первую очередь по причине нехватки средств и полного непонимания того, как можно упорядочить становящийся с каждым днем все более хаотичным транспортный поток в Ереване. Скромность столичного бюджета и ограниченность пропускной способности улиц и магистралей не есть тайна, и горожане поймут такое объяснение, если, конечно, оно будет сопровождаться называнием реалистичных подходов к исправлению ситуации.
"Ненужные" мандаты или простой подсчет: кто в итоге окажется в Совете старейшин Еревана>>
Расширение метрополитена тоже относится к области фантастики. Проект создания станции между "Зоравар Андраник" и "Сасунци Давид" на уже существующей ветке расширением никак не назовешь – это просто обустройство промежуточной остановки у оптового рынка, особого смысла в которой, честно говоря, не видно. Специалисты отмечают, что в существующих условиях реально лишь завершение строившейся некогда ветки до района Ачапняк.
Метро в ереванских "Черемушках", конечно, не решит глобальных проблем, но разгрузит один городской район. Здесь, правда, не бывает особенных пробок, разве что в часы пик на некоторых улицах плотное и медленное движение, но уменьшение поголовья "Газелей" здесь разгрузит в какой-то мере, например, проспекты Комитаса и Баграмяна. Уже хоть что-то.
Что еще? Лифты – но тут тоже все упирается в деньги, которых нет, но эта проблема непосредственно касается безопасности горожан. Честно говоря, реальных путей ее решения не видно, учитывая тот факт, что не только она насущна. И как можно найти субсидирование для параллельного решения хотя бы самых вопиющих проблем, как впихнуть невпихуемое в не поражающий воображение столичный бюджет, совсем непонятно.
Выборы в Ереване: как проголосовали горожане в разных частях столицы>>
А еще вопрос зеленых насаждений, требующий безотлагательного вмешательства, ибо летние температуры в Ереване начинают подбираться к +50 градусам, к чему ни город, ни жители не приспособлены абсолютно. Здесь, кажется, по сравнению с упомянутыми вопросами, капиталовложений нужно меньше, но придется разбираться с частным бизнесом – кафе, ресторанами и прочими "объектами", построенными на месте прежних парков и скверов.
Партии и блоки на выборах в Ереване: кто сколько получил и потратил>>
По-человечески можно будет понять любого, кто, увидев всю необъятность проблем, поникнет духом и признает вопросы нерешаемыми. А стало быть, все продолжится по старинке, по накатанной колее ничегонеделания с периодическими вкраплениями показательных декоративных акций.
И такой вариант деятельности новой городской администрации тоже вполне реален. Не потому ли две трети избирателей Еревана просто не пришли в воскресенье на избирательные участки?