Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Для всех стран-членов ЕАЭС именно Армения – главный мост для укрепления политических, экономических, торговых и транспортных связей с Ираном. Хотя бы потому, что армянское государство – единственное из участников ЕАЭС имеет общую границу с этой региональной державой.
“Я знаю, что в рамках ЕАЭС существует внутреннее соглашение, согласно которому именно Армения ответственна за экономические и логистические связи с Ираном. Как, например, Казахстан в рамках той же структуры ответственен за контакты с Китаем”, — утверждает востоковед Агарон Варданян.
Эксперт убежден, что недолгий (всего пару месяцев) перерыв в процессе развития контактов между Арменией и Ираном вовсе не был обусловлен позицией США.
Хотя американцы по всему миру угрожают вторичными санкциями тем странам, которые намерены сотрудничать с их идеологическим противником – Ираном, однако это не может относиться к Армении, уверен специалист по Ближнему Востоку.
"В мире никто не может предложить нам, армянам, альтернативы в сложившейся геополитической ситуации", — считает эксперт.
Армения — Иран: есть ли отношения дальше тостов и благих намерений?>>
А альтернативы нет хотя бы потому, что республика находится в блокаде и с запада, и с востока. Армения может выйти на Восток только через Иран. В то же время, Армения для Ирана – это выход на Запад. С этой реальностью ничего не сможет сделать даже руководитель сверхдержавы Дональд Трамп.
Даже ближайшие союзники и друзья Соединенных Штатов – Великобритания, Германия и Франция – не согласны с позицией американского президента по вопросу Ирана. Европа ни в коем случае не могла отказаться от такого потенциального потребительского рынка, как Иран.
“Тот, кто будет торговать с Ираном, не будет торговать с Соединенными Штатами”, — сказал на днях американский президент Дональд Трамп.
Однако в Европе эти слова отклика не нашли. Да и не могли найти, поскольку 80-миллионный Иран – слишком лакомый кусок для европейцев, утверждает востоковед.
После подписания иранского “ядерного” соглашения товарооборот между крупными европейскими странами и Ираном значительно вырос, речь идет о нескольких миллиардах евро. И Старый Свет не намерен отказываться от этой прибыли из-за США.
Соглашение о ЗСТ с ЕАЭС укрепит армяно-иранские отношения — Роухани>>
Ведь на самом деле в самих Соединенных Штатах нет единого мнения по поводу того, правильно ли поступила страна, выйдя в одностороннем порядке из иранского ядерного соглашения.
Так, бывший госсекретарь Джон Керри уверен, что позиция нынешнего президента США нанесла серьезный удар по престижу страны.
Трамповская администрация ведет себя несерьезно, требуя, чтобы Иран отказался не только от ядерных претензий, но и от своих баллистических разработок.
Как отметил Варданян, баллистические разработки для Ирана – это основная составляющая национальной безопасности и стабильности. Страна находится в таком окружении, что нельзя не развивать эту сферу.
Что касается ядерной сделки, то Тегеран очень четко выполняет все свои обязательства в вопросе научных разработок, поэтому американцам не удается перетянуть на свою сторону даже своих союзников.
Армения открыла ворота в Иран — а как туда войти? Объясняют в Минэкономики>>
Иран заставил считаться с собой на международной политической арене
Поначалу казалось, что своим односторонним выходом из ядерного соглашения, американцы спровоцируют руководство Ирана на ответную меру – отказ от сделки. Этот шаг дал бы возможность Западу (включая и европейцев) сплотиться и активно действовать против Тегерана.
Но иранцы на данном этапе обыграли американцев: официальный Тегеран не стал впадать в истерику и действовать эмоционально. Наоборот, Иран выдержал паузу и решил не выходить из соглашения. Не сделали этого и европейцы, в результате чего США оказались в одиночестве.
Что уж говорить о других участниках ядерной сделки – о России, например, или о Китае? Конечно же, они не поддержали Соединенные Штаты, что и так было понятно. Не понял этого только сильный бизнесмен, но плохо разбирающийся в политике Трамп. Вот и получил “от ворот поворот” в первую очередь именно от своих традиционных союзников и друзей.
Теперь уже иранский президент Роухани вправе утверждать, что Америке придется вернуться в рамки все еще действующего ядерного соглашения.