Интересные факты об Армении и армянах

Известные работы неизвестного скульптора: почему в Ереване позабыли о Нуриджаняне

Скульптор Карлен Нуриджанян сегодня мог бы справлять свой 89 день рождения. Однако суровая жизнь не позволила мастеру дожить до преклонного возраста.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Его именем не названы школы, институты и улицы города, однако его скульптуры — Торк Ангех, Ваагн Вишапаках и Айк Наапет стали символами города и многих армянских организаций за рубежом.

Возможно, одной из причин является то, что в советское время Карлен Нуриджанян не пресмыкался перед партийной верхушкой. Другой причиной может служить его замкнутость, ведь он получил прозвище "Мзо", потому что мог неделями сидеть взаперти в мастерской и работать над своими скульптурами.

Айк Наапет, Ереван

Друзья говорили, что он пропадал на несколько дней, затем открывал двери своей мастерской для посетителей, которые оставались поражены объемами выполненной работы. Ему было сложно общаться с людьми, но со своими скульптурами он мог общаться часами. Sputnik Армения удалось узнать подробности замкнутой жизни мастера у его родной сестры – Лусинэ Нуриджанян. Разговор с ней состоялся в 2015 году, ныне Лусинэ Арсеновны более нет в живых.

"Будучи маленьким ребенком, когда мы садились за стол, Карлик делал фигурки животных из хлебного мякиша" – рассказывала сестра скульптора.

Лусине Нуриджанян проживала рядом с единственной в Ереване Персидской мечетью

Карлен Арсенович Нуриджанян родился в 1929 году в семье каменотеса на улице Пушкина. С самого детства Карлен Нуриджанян приобщился к ручному труду. Его отец – Арсен Нуриджанян занимался оформлением лепнины на зданиях Площади Республики. Сын видел в отце пример для подражания и всегда стремился добиться больших успехов в архитектуре, чем отец.

Скульптор Карлен Нуриджанян (крайний справа)

В 1956 году мастер окончил Ереванский художественно-театральный институт, с которым связана интересная история. Для своей дипломной работы Карлен выбрал сидячую фигуру задумавшегося Мовсеса Хоренаци. Скульптор проводил много времени в мастерской, порой забывая есть и пить. Однажды домочадцы пришли проведать мастера и увидели поразительную картину – Карлен в позе зародыша заснул у скульптуры на руках.

Карлен Нуриджанян в объятиях своего творения: статуи Мовсеса Хоренаци

Карлен Нуриджанян — автор многих монументально-декоративных памятников, воздвигнутых в Ереване и в районах Армении. Тематика памятников широка и разнообразна. Богатые в своих пластических проявлениях они объединены яркой, неповторимой индивидуальностью художника. Монументальное видение мира, тонкое чувство материала, умение синтезировать в одной композиции камень и металл, делают его работы поистине уникальными. Необычайно эмоциональным получалось у Нуриджаняна выявлять пластические качества материала.

Однажды, работая над очередным монументом, мастер упал и сломал ногу. До приезда скорой он, потрогав увечье, нарисовал на бумаге образ сломанной кости. Приехавшие врачи диагностировали перелом кости и отправили больного делать рентгеновский снимок ноги. Каково же было их удивление, когда, получив снимок, они сравнили его с наброском скульптора. Рисунок ничем не отличался от рентгеновского снимка, мастер смог искусно прочувствовать место перелома и в мельчайших деталях изобразить его.

Наброски Карлена Нуриджаняна

Памятники павшим воинам в Великой Отечественной войне, установленные в различных селах Армении являют собой скорбные симфонии, посвященные героям. Через все творчество Нуриджаняна проходит образ армянки, то празднично наряженной в статуе "Добро пожаловать" (1968), то спокойно величавой в барельефе "Армянка" (1968). Значительное место в творчестве скульптора занимают величественные памятники по мотивам армянских легенд.

Герои древних сказаний "Ваагн Вишапаках" (1968), "Айк Наапет" (1970), "Торк Ангех" (1982), ставшие символами освобождения народа, в наше время получили новое воплощение, приобрели иное звучание в скульптурах мастера. Ведь немногие в советское время знали, что за установкой каждой работы Карлен Нуриджанян следил лично. Для него было важно, чтоб стрела Айка была направлена в сторону Турции, а камень в руках Торк Ангеха целился на запад. Возможно, его патриотические взгляды стали одной из причин неприятия советской власти.

"Он мог бесконечно долго спорить с отцом о партии и будущем Армении, в этом вопросе он всегда выступал против отца, ибо тот был членом партии" – рассказывает сестра мастера.

Скульптура "Торк Ангех"

"В голодные годы у изваяния "Торк Ангех" украли ноги, потому что она была сделана из кованой меди. Тогда никто не задумывался об искусстве, все думали о том, как продать, переплавить и т.п." – делилась воспоминаниями Лусинэ Нуриджанян.

К сожалению, в те годы большая часть работ мастера была утеряна. Можно винить в этом правительство, родственников или искусствоведов, не сохранивших работы скульптора для общественности. Однако те статуи, которые удалось сохранить, сегодня являются прямым доказательством его непризнанного таланта. Скульптуры Торка Ангеха, Ваагна Вишапакаха и Айка Наапета стали символами города и многих армянских организаций за рубежом. Тем не менее, мастера, изваявшего их, никто не знает, ведь его именем не названы школы, институты и улицы города.