В тот день, 45 лет назад, перед началом финального матча за Кубок СССР, тренер "Арарата" Никита Симонян сказал команде: "Сегодня, или никогда". По окончании основного времени Никита Павлович повторил свой призыв, немного изменив императив: "Сейчас, или никогда". А еще минут через 40 наступило время триумфа.
Тренерский штаб и болельщики "Арарата" предпочли бы в финале розыгрыша Кубка СССР 1973 года иметь в соперниках не киевлян, а москвичей, но полуфинал с участием двух динамовских команд выиграли представители украинской столицы. Киевское "Динамо" во все времена было самым неудобным для нас соперником, с которым пришлось играть и 45 лет назад, как раз 10 октября.
Хмурым октябрьским вечером в Лужниках Никита Симонян сказал перед самым выходом на поле: "Сегодня, или никогда". Игроки и сами это прекрасно понимали, видимо, потому и начали матч нервно. Спокоен был один Алеша Абрамян – потом все в один голос отмечали, что настолько уверенную игру голкипер показывал в ответственнейших матчах нечасто, и до, и после знаменитого финала.
Понемногу успокоились и остальные. Даже неаккуратная игра Норайра Месропяна, который "привез" нам пенальти, реализованный Колотовым, казалось, из колеи ереванцев не выбил. Вот только времени оставалось все меньше.
В состоянии биологической комы: Гюльбудагянцу придется спасать не только сборную Армении
Странным образом киевляне стали тянуть время, играя в мелкий пас в центре, сразу после того, как повели в счете. Казалось, тактика удержания мяча принесет все же победу, и в нее поверили все, включая тренера киевлян Севидова, который на последних минутах чуть ли не демонстративно заменил лучших и самых забивных динамовцев – Буряка и Блохина. Мол, выиграли уже, пусть другие разомнутся.
Севидову потом влетело за все не на шутку, вплоть до увольнения из команды. Но до этого еще оставалось две минуты.
Кстати, есть очень редкий ныне значок, с надписью "Динамо" (Киев) – обладатель Кубка СССР 1973 г.". Оказывается, в Украине еще до игры такие наштамповали массовым тиражом, потом пришлось собирать и отдавать на переработку, но много значков разошлось по рукам и коллекциям курьезных редкостей.
Николай Казарян рассказывал, как Коваленко навесил длинный пас на Андреасяна: "На миг ко мне пришла уверенность, что если Аркадий выиграет верховой мяч, то обязательно скинет мне, и я занял место, куда, по моим расчетам, мог приземлиться мяч".
Так и вышло, мяч пришел к Казаряну и именно в эту точку поля, на него ринулись сразу несколько защитников, а он успел вытолкнуть мяч Иштояну, который отчаянно пробил. А потом понесся по кромке поля, сам не веря тому, что забил.
В коротком перерыве между основным и дополнительным временем Симонян сказал: "Сейчас, или никогда". Теперь это уже стало очевидно всем и, как говорится, было делом техники.
…С Эдуардом Маркаровым мы беседовали несколько лет назад – речь шла о разном, но не затронуть эту тему было нельзя. Эдуард Артемович вспоминал со своей чуть застенчивой улыбкой, как им рассказывали после матча по телефону, что творится в Ереване. Но у команды была игра в Донецке, и в Ереван они попали спустя неделю.
Они думали, что ажиотаж немного поутихнет, и особо бурных чествований не будет, все начнется и закончится в зале прилета аэропорта. Какое там…
"Мы вышли на трап самолета и увидели людское море. Наверное, на заполненном "Раздане" народу и то бывает меньше. Мы даже испугались немного", - вспоминал Маркаров.
"Нас попытались увезти через какой-то задний выход – бесполезная затея оказалась. На каждых десяти метрах дороги от аэропорта до центра стояли столы с шашлыком, закусками и спиртным. Проехать было невозможно – люди становились поперек дороги, пришлось остановиться. Потому останавливались уже у каждого стола – ведь не могли же мы обидеть остальных. Весь путь, занимающий обычно минут 15-20, мы проехали часа за четыре", - говорит знаменитый форвард.
А через три недели им предстоял еще один триумф, еще одна октябрьская победа, оформленная уже в Ереване.