От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Городской транспорт Еревана – это история проблем, больших и малых. Автобусов, трамваев и троллейбусов не хватало всегда, и ереванцы постарше помнят, как добирались на работу, буквально вися на одной руке и стоя одной ногой на подножке переполненной "транспортной единицы".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

История ереванского общественного транспорта, как такового, начинается с начала XX века. Рост населения и городской территории повлек за собой необходимость в иных средствах передвижения, нежели извозчики, которые довольно дорого стоили для небогатого, в целом, населения. А ночью и в праздники цена такого сервиса удваивалась и утраивалась.

Хуже транспорт только в Сомали: эксперты о пустых обещаниях кандидатов в мэры Еревана

Это в Гюмри фаэтоны вошли в историю, ереванские же канули в бездну времени тихо, их и вспоминать незачем. Город понемногу рос в конце XIX века, а запуск железной дороги сделал вопрос об общественном транспорте актуальным: носильщики не справлялись при удлинившихся расстояниях, а извозчиков, несмотря на кусачие цены за услуги, стало не хватать.

С разными историями и приключениями, через сравнение разных проектов, отказ от них и возвращение к ним спустя какое-то время, в 1904 году, пути для конного трамвая начали прокладывать – сначала, правда, провели кое-где водопровод и оборудовали скотобойню. Строительство шло два года, и в ноябре 1906-го лошади потянули вагоны по улице Астафьяна, а через месяц и к вокзалу.

"Конка", конный трамвай, – это был такой вагон-экипаж, катящийся по рельсам, а везли его лошади. Пассажиры входили сбоку и располагались на нескольких рядах длинных сидений. В задней части вагона сидел кассир-контролер, он продавал билеты пассажирам – последних могло уместиться немногим более 20 человек. Конка работала с убытками, дотировалась из небогатой городской казны, но исправно служила горожанам вплоть до военных действий в августе 1918 года.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Тогда пути были разрушены, и к их восстановлению приступили лишь десятилетие спустя, когда Ереван становился крупнейшим городом Армении, столицей союзной республики. Строились заводы, учебные заведения, и население, стремительно увеличивающееся, испытывало большие неудобства с перемещением.

И вот 12 января 1933 года заработал ереванский трамвай, тогда на рельсы встали 16 вагонов. Сразу после войны, в 1945-м, вагонов было уже 77, а еще через 20 лет – более двухсот.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Примерно тогда же появились и первые автобусные маршруты, но трамвай долго оставался лидером в пассажироперевозках, хотя и затратным – нужна была электроэнергия. Проблему электричества решили, а вот высокая себестоимость и определенная громоздкость, малая маневренность проблемами и остались.

Ереванцы еще помнят, какие заторы создавал на определенных улицах трамвай – особенно зримо это проявлялось на Киевском мосту. По этой ли, а может, по иной причине, но в 2004 году Ереван попрощался с последним трамвайным маршрутом. Рельсы и вагоны были отправлены в металлолом, а на городских магистралях стало чуть просторнее. Правда, ненадолго.

В 1949 году к трамваю добавились троллейбусные маршруты – их было побольше трамвайных (сейчас осталось пять), и надо сказать, что проблем дорожному движению троллейбус создавал не меньше, если не больше, чем трамвай.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Трамвай хоть ездил по строго ограниченной рельсами линии, а троллейбус мог и встать раскорякой посреди дороги, чуть ли не боком, загородив дорогу всем машинам. Дело в том, что ереванские троллейбусы отличались особенно частым соскакиванием штанг с линий электропередачи: сложный рельеф города, с его постоянными подъемами и спусками давал о себе знать. Да и что греха таить – ереванские дороги высоким качеством никогда не отличались, и ямы да выбоины всегда были делом привычным.

Маршрутные такси появились в конце 1979 – начале 1980 годов. Стоили они непривычно дорого, целых 20 копеек, впятеро дороже автобусов, трамваев и троллейбусов, но спросом пользовались. Нескладные, неуютные, но юркие "рафики" (автомашины РАФ рижского автозавода), первые ласточки, связывали некоторые спальные районы с наиболее многолюдными местами в центре.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Сейчас многим может показаться, что самыми многолюдными местами в Ереване тогда, как и сейчас, были крупные магазины и рынки. А вот и нет – конечно, универмаги тоже были посещаемыми, но больше всего пассажиров давали вузы и крупные учреждения – заводы на 3-м и 1-м участках, институт математических машин: отсюда к шести часам вечера выходила лавина народа.

С большими, чуть ли не детективными историями в Ереване построили и открыли метрополитен. Произошло это 7 марта 1981 года, и тогда метро стало неплохим подспорьем в облегчении транспортных забот ереванцев.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Это сейчас говорят, что наш метрополитен связывает "центр с центром", а тогда, в 1981 году, единственная ветка была довольно продуманной: она связала уже упоминавшиеся ЕрНИИММ, россыпь заводов на южной окраине и официальный центр города, попутно включая остановку в месте, почти равноудаленном от главных вузов армянской столицы. Вот только не успели достроить линию в район Ачапняк, а потом, после 1990-го, уже было не до этого.

Маршрутные такси, наряду с автобусами, стали важнейшим транспортом Еревана. В лексиконе горожан даже появилось выражение "ехать в позе шахматного коня" – это когда маршрутка переполнена, но в нее влезают еще и еще, опровергая утверждение о том, что это транспортное средство не резиновое.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване

Постепенно парк маршрутных такси стал ветшать. Заменяли машины с трудом, и сегодня по улицам Еревана ходят такие "транспортные средства", что порой становится страшно. Справедливости ради нужно отметить, что в последние годы увеличился автобусный парк – автобусов, конечно, хотелось бы больше, но теперь хоть появилась возможность доехать практически в любое место, не пользуясь допотопными "газелями".

Сегодня ереванский транспорт – это большая наболевшая проблема, которая не решалась годами. Тому, кто возьмется ее решать, предстоит тяжелый труд. Впрочем, есть надежда на новую городскую администрацию, собирающуюся, кажется, взяться за дело.

От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване