В 2001 году появилась купюра достоинством в 50 тысяч драмов, автором эскиза стал художник Рубен Арутчьян. Художник и скульптор Рубен Арутчьян, видимо, обожает всяческие творческие конкурсы и обязательно принимает в них участие, если они, конечно, имеют отношение к изобразительному искусству. И выигрывает многие – и пусть кто-то скажет, что, мол, главное – участие, а не победа. Участие, конечно, хорошо, но оно обычно пробуждает азарт, а азарт приводит к победам.
Итак, на эскиз банкноты достоинством 50 тысяч драмов тоже был объявлен конкурс, и конкурс был зверским, говорит Рубен Арутчьян. Было представлено множество работ, удачных и не очень, шаблонных и неожиданных, оригинальных и скучно-классических, а победил Арутчьян. Не сказать, чтобы знающих художника это очень удивило: скорее, они восприняли это, как должное.
Нам, людям простым и живущим на трудовые доходы, нечасто выпадает возможность держать в руках такую крупную купюру. Зато если выпадает, мы начинаем размышлять над тем, как и куда потратить эту прорву денег – сигарет пачку на нее не купишь, косо посмотрят и сдачи не найдут, что-то крупное – быть может, быть может…
И вот тут-то, в сомнениях и метаниях, можно заняться созерцанием купюры – согласитесь, мы нечасто рассматриваем дензнак как произведение искусства. Тут, конечно, как и в геральдике, есть свои законы, но если их не знать, можно просто полюбопытствовать, "посмотреть картинку".
А увидим мы на этой купюре кафедральный собор в Эчмиадзине с лицевой стороны, а с обратной – Григория Просветителя и царя Трдата, при котором христианство в Армении стало государственной религией. Они стоят на фоне Арарата, а там еще есть изображение хачкара из монастыря Кечарис. Национальные символы, словом, так и должно было быть, ведь купюра выпускалась в ознаменование 1700-летия принятия христианства в Армении.
Тут интересная история случилась. Государственный заказ Армении – напечатать эти купюры – подрядилась выполнить немецкая фирма, в Мюнхене. Немцы пригласили уважаемого автора эскиза к себе, чтобы сделать, так сказать, "доводку", добиться идеального соответствия авторского замысла его воплощению.
Фальшивые деньги в Армении: а зачем тебе печатный станок?>>
Немцы настолько доверяли Рубену Арутчьяну, что допустили его в святая святых – в компьютерный зал, где как раз и происходил процесс окончательной подготовки макета, доведения внешнего вида банкнот до строгих требований стандартов и до совершенства, чтобы потом уже смело запускать в производство.
Арутчьяна, разумеется, пригласили поработать над его эскизом: прошло несколько дней, чтобы получился именно тот самый оттенок коричневого. Пол компьютерного цеха был усыпан ворохом армянских денег, все номиналом в 50 тысяч драмов: это были опытные образцы, бракованные, подлежащие отправке в неумолимую бумагорезку. Но среди этого мусора были и практически безукоризненные купюры, отличавшиеся от строгого соответствия эталону не тем оттенком коричневого, каким-то штрихом, крапинкой, другой незаметной мелочью.
Но такие купюры все равно считались негодными, хотя фальшивыми их назвать невозможно и, наверное, никакая специальная техника не отметила бы их не то чтобы в качестве поддельных, но и не нашла бы того самого изъяна, из-за которого купюры должны были отправиться под нож.
Арутчьян не растерялся и попросил разрешения один-единственный раз убрать здесь мусор, на что получил вполне серьезный и твердый германский отказ, с улыбкой, конечно. А ведь мог бы разбогатеть на уборщицкой службе, да вот не легла карта.