Кельтский праздник тысячелетней давности остался в Европе до сих пор, расцветился позднейшими костюмированными добавками и потерял смысл. Вернее, не потерял, а просто перестал быть религиозным, а его связь со смертью и всякой "потусторонщиной" осталась лишь во внешнем антураже.
Хэллоуин распространился в ряде англоязычных стран, в бывших британских колониях и, что интересно, даже в Японии, стране, с превеликим трудом впускающей чужеродные культурные обычаи. Но для Хэллоуина японцы почему-то сделали исключение в меру самурайского терпения.
Когда в Ереване вокруг прыгает одетая скелетами молодежь, найдутся многие, кто станет осуждать такую забаву. Более того, найдется – и немало – тех, кто станет утверждать, что эти ряженые забывают традиции армянского христианства и сразу вспомнят Барекендан (армянская Масленица – ред.): мол, лучше бы на этот праздник наряжались.
"Танцульки и пьянки скоро закончатся" - каково быть уборщицей в армянском ночном клубе>>
Психолог-консультант Мане Согоян допускает, что Хэллоуин нашел благодатную почву в бывших советских республиках, в частности, в качестве отклика на атеистические советские годы – подобных праздников не было, вот и привился самый настойчиво рекламируемый. С Мане можно в чем-то согласиться, а в чем-то и нет.
Дело в том, что подавляющее большинство тех, кто наряжается у нас во всякие страшные костюмы, родились уже после распада СССР, так что о "мрачном и атеистическом" советском времени они знают лишь понаслышке, а чаще просто не интересуются такой темой. Так что, наверное, советское "наследие" здесь роли не играет. Или играет пренебрежимо малую.
А вот с тем, что свято место пусто не бывает – не согласиться нельзя. Если бы армянская церковь всерьез популяризировала тот же Барекендан, уверен, что о Хэллоуине вспоминали бы лишь отъявленные "западопоклонники". К сожалению, ААЦ то ли не интересуется рекламой собственных мероприятий, их, так сказать, привнесением в массы, то ли полагает, что все и без популяризации обязаны отмечать ее праздники. И если превалирует второй подход, то трудно сказать, чего в нем больше – инертности или спеси.
Дело в том, что в таких вопросах никто никому ничего не обязан – в том числе и ААЦ. Молодежь видит фильмы про Хэллоуин, снятые специально с расчетом на целевую аудиторию, поставленные со всеми эффектами, заманухой и точно рассчитанным психологическим воздействием. Про Барекендан же максимум можно посмотреть какое-нибудь чопорное документальное кино, где кто-то наставительным тоном рассказывает скучные вещи. А надо ведь очень мало – сделать так, чтобы было интересно.
Страшно весело – празднование Хэллоуина в Армении>>
Правда, отвести душу можно на мультфильме "Ишь ты, масленица" незабвенного Роберта Саакянца, но это другая опера.
Хэллоуин в Армении празднует достаточно ограниченный круг, и не стоит ставить вопрос о том, хорошо это, или плохо. Пусть празднуют, если это для них весело, пусть наряжаются и требуют сладости, хоть скелеты, хоть зомби. Главное, чтобы под нарядом зомби не скрывались настоящие, а то ведь костюм через пару часов будет снят и отложен до будущего года.
Можно, конечно, а еще можно и устать от бесконечных попыток найти в любом аспекте нашей жизни чьи-то происки, и просто прожить один вечер так, как тебе хочется.
Кстати – если допустить, что в Хэллоуине на армянской почве вдруг действительно есть чьи-то происки, то игнорирование лишит их почвы.