Предстоящие досрочные выборы в Национальное собрание Армении могут инициировать новые "крысиные бега" из терпящих бедствие "кораблей" - партий, оказавшихся на политических задворках или, по крайней мере, стоящих перед такой угрозой. На прошлой неделе в партию и.о. премьер-министра "Гражданский договор" решил вступить один из членов партии "Просвещенная Армения" — побывавший несколько месяцев депутатом Айк Конджорян.
Как известно, "Гражданский договор" и "Просвещенная Армения" всего год с небольшим тому назад попали в парламент в составе одного блока. Союз этот теперь распался, Пашинян в бывших партнерах не нуждается. Более того, он сам стал политическим полюсом, который притягивает к себе начинающих и амбициозных политиков, желающих погреть руки на его бешеном рейтинге.
Безусловно, решение молодого человека, за несколько месяцев парламентской деятельности не успевшего чем-то серьезным блеснуть на политическом поприще, не стало бы предметом нашего внимания, если бы не опасная тенденция, которая может наметиться с приближением выборов. А именно, учитывая популярность Пашиняна, в его партию могут устремиться все, кто исключительно желает найти свое место под армянским политическим солнцем. Учитывая печальный опыт предшественника "Гражданского договора" — Республиканской партии Армении, вряд ли такая перспектива придется Николу Пашиняну по душе.
"Спасибо, Раффи, и гудбай": Давид Санасарян примкнул к партии Пашиняна>>
О том, почему у Пашиняна нет и в обозримой перспективе не будет достойных конкурентов, писались десятки страниц. В условиях несостоявшейся партийной системы ожидать борьбы идей и концепций как таковой не приходится. Отсутствие идей и приводит к однополярности политической системы. Система эта в данном случае опирается исключительно на личный рейтинг одного человека. По сути, и "Гражданский договор" до сих пор вряд ли можно считать партией как таковой. И если вышеуказанная тенденция будет продолжаться, то партией она и не станет. Вместо этого на выходе получим обычный конгломерат молодых и не очень карьеристов, бывших и нынешних чиновников, представителей бизнеса и прочих авантюристов, сумевших, как говорил знаменитый француз, "вовремя предвидеть".
Превращение "Гражданского договора" во вторую РПА, как отмечалось выше, вряд ли вписывалось в планы Пашиняна, когда тот затевал протестное движение с целью свержения многолетней монополии одной силы. Исходя из этого, было бы неплохо тщательно "фильтровать" тех, кто желает оказаться с ним в одной команде. Понятно, что в условиях кадрового голода сделать это не так просто, однако именно такая придирчивость может спасти политическую силу Пашиняна от вероятной "республиканизации".
Стремление пополнить ряды правящей партии вдвойне непонятно, учитывая, что какая-то политическая конкуренция на предстоящих выборах все же будет. Их качественное отличие от предыдущих заключается в том, что здесь нет заранее составленных сценариев и расклада сил в парламенте. Да, рейтинг и.о. премьера усложняет работу остальным участникам гонки, но в то же время Пашинян не намерен использовать административный ресурс и раздавать взятки. Таким образом, стартовые условия для участников выборов в каком-то смысле равны, остальное уже зависит от их способности предложить новую повестку избирателю, адекватно реагировать на запросы общества.