Когда тебе дают всего дюжину дней на подготовку к общегосударственным выборам, уже не приходится, в соответствии с известной песней, думать о секундах свысока. Причем, неважно, кто ты – руководитель партии, для которого такой шанс выпадает обычно раз в несколько лет, или простой избиратель, становящийся на время выборов одной частичкой большой общности, определяемой немного неприятным словом "электорат".
Впрочем, эксперт по избирательному праву Атом Мхитарян напоминает, что нам не привыкать к таким спринтерским забегам: в 1998 году, говорит он, на предвыборную агитацию времени оставили и того меньше. От осознания этого факта, однако, легче не становится – ни партиям и блокам, ни тому самому "электорату".
В этих условиях политические силы находятся в трех разных ситуациях. Как всегда в условиях Армении победитель выборов предрешен, и те партии, которые победят, могут жить спокойно и проводить агитацию разве что для проформы. Разве что немного оживления внесло известие о том, что свое будущее безраздельное правление "Гражданский договор" решил почему-то разделить с неожиданно оказавшейся "темной лошадкой" партией "Аракелутюн" ("Миссия").
О создании этой партии было заявлено в 2012 году, на следующий год она была зарегистрирована, и с тех пор ничем себя не проявила. Чем объясняется такой альянс заведомого фаворита и малоизвестной структуры, пока не особенно понятно.
Вопреки "черно-белой" гамме: шансы пройти в парламент у РПА есть — политтехнолог>>
Другие политические силы либо пока мечутся в неопределенности, либо уже заявили о своем неучастии. В каждом конкретном случае партия решает так, как ей удобно и выгодно на данный момент, и обсуждать, скажем, соображения отказавшихся, не представляется важным.
Атом Мхитарян говорит о большой вероятности того, что при нынешнем избирательном законодательстве, люди опять пойдут голосовать за конкретную персону, имеющую сейчас большую популярность в обществе или отдельных его частях. Эксперт считает (и с ним приходится согласиться) не совсем нормальным положение, когда человек идет на выборы, берет бюллетень, а в бюллетене указано имя его соседа, родственника или работодателя. И вот иди тут и голосуй так, как ты считаешь правильным, а не так, как надо из каких-либо соображений.
Вот, например, Вазген Манукян с его "Национально-демократическим союзом" (НДС) вообще отказался от участия в выборах.
"С сожалением констатирую, что было принято неожиданное и, по нашему мнению, необоснованное государственными и национальными интересами решение о проведении внеочередных парламентских выборов не весной 2019 года, а в декабре этого. Мы, как и ряд других партий, не готовы и не хотим участвовать в игре, к которой нас принуждают. Не считаем также, что эти поспешно проводимые выборы посодействуют обеспечению стабильного политического поля Армении. В подобной ситуации обществу не предоставляется возможность выбора между идеями и программами, участия в формировании видения будущего нашего государства и общества", - говорится в заявлении, распространенном Манукяном.
А вот ветеран политического поля Паруйр Айрикян заявил, что руководимое им "Объединение Национальное самоопределение" (ОНС) на выборы пойдет, несмотря на их "антидемократический характер". Но вот лично он в них участвовать не собирается – по тем же причинам. Немного непривычно, что господин Айрикян на сей раз не увидел в происходящем "происки КГБ" — своего закоренелого и вечного врага, но, видимо, ситуация в стране и впрямь изменилась.
"Кочарян прав": и.о. главы МЧС Армении о заявлении экс-президента и досрочных выборах>>
Но это партии, причем те, которые и на других выборах не баловали себя большими процентами набранных голосов. А что же делать избирателям?
Атом Мхитарян указывает на то, что, хоть для предвыборной кампании оставлено мало времени, специфика этих выборов в том, что сейчас большинство избирателей, скорее всего, определились с тем, за кого отдадут свои голоса. Остается как следует изучить правила голосования, чтобы случайно их не нарушить, проголосовать правильно и не дать повод для использования своего голоса в различного рода подтасовках.
Хотя, справедливости ради, на этот раз подтасовки и махинации, кажется, исключены.