Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

Главный архив древних актов Польши передал национальному архиву Армении ценные документы об армянских переводчиках, дипломатах, дворянах и священниках на польской земле.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Армяне – хорошие воины, но плохие дипломаты. Армяне – купцы, но не аристократы. Армяне и поляки (причем все без исключения) – безбожные националисты. На эти и многие другие затвердевшие убеждения можно взглянуть иначе, если вспомнить историю. Конечно, серьезную науку, а не "глашатаев истины".

"Мы привезли в Ереван копии десяти документов, но это только начало. Есть множество других материалов, которые окажутся интересны нашим армянским коллегам", - говорит в беседе со Sputnik Армения директор Главного архива древних актов Польши Хуберт Вайс.

Материалы переданы в Национальный архив Армении. Польские ученые привезли и знаменитую жалованную грамоту короля Казимира Великого.

Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

Правда, выглядит она не очень пышно. Но неудивительно – все-таки писали ее шесть с половиной веков назад, в 1367 году. Но главное – не форма, а содержание. На этих десяти убористых строчках латынью королевские каллиграфы записали привилегии армянам Львова: право на религиозную автономию и самоуправление в общине. По дате этого документа, в 2017 году в Польше, на высшем уровне, отмечали 650-летие армянской общины.

Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

 

Но уже тогда, в 1360-е, армяне на Галичине жили не первый век: это были потомки жителей древнего Ани.

Кем были армяне в Польше в последующие века?

"В первую очередь средневековых армян Польши представляют как купцов. Но это не совсем так. Они участвовали в очень многих дипломатических миссиях в Турции и Персии. Их приглашали благодаря знанию языков. И сюда, например, мы привезли грамоту короля Сигизмунда II Августа. Он пожаловал мельницу в окрестностях Львова переводчику с турецкого Николаю Армянину, служившему при королевской канцелярии", - говорит Вайс. Этот документ датируется 1557 годом.

Прекрасно знал восточные языки и армянин Сефер Муратович. В 1601-02 годах король Сигизмунд III доверил ему дипломатическую миссию к шаху Аббасу. Об этом Муратович оставил путевые записки.

"Карты на руках" у Муратовича оказались весьма непростые. На дипломатическую миссию его уполномочил король, но не сейм. Сигизмунд хотел укрепить связи с Персией, а в будущем – попытаться привлечь персов в коалицию против турок. Ведь Турция была очень близким и не очень приятным соседом Речи Посполитой. Но планы короля не разделяли в сейме: там большинство не склонялось портить отношения с османами и втягиваться в новые конфликты.

Ехал Муратович как раз через султанские владения - Трапезунд и Карс, а затем вступил в персидские: остановившись в Ереване, он поехал на юг, в Исфахан.

На месте у Муратовича, как у "настоящего и правильного" армянина, сразу же нашлись добрые знакомые. Шаху его представил визирь Тахмаз. Он никогда раньше не встречал Сефера и сам был не армянин (По источникам одного из европейских придворных при шахе, Энтони Шерли, визирь Тахмаз был грузин). Но "он слышал обо мне очень много хорошего от своих братьев", пишет Муратович. Этого оказалось вполне достаточно.

Муратовичу удалось сделать максимально возможное: между королем Сигизмундом и шах-Аббасом установились хорошие отношения (из понимания общего неприятеля). Сыграло это на руку обеим державам, а косвенно и России. Союзы против Османской Турции были выгодны и Борису Годунову: ведь юг Руси постоянно страдал от набегов крымских татар, союзников султана.

А на обратом пути Муратович заказал подарки для короля и лично проследил за их изготовкой. В Персии изготовили гобелены с гербами Сигизмунда (они потом попали в приданое к королевской дочери), а также саблю из дамасской стали.

Не в последнюю очередь шаху понравилось и то, что с послом из Польши можно общаться без переводчиков. По воспоминаниям самого Муратовича, шах сказал о нем: "Никем их христианских посланцев я не доволен так, как этим. Потому что с ним я могу говорить на своем языке, а через перевод речь теряет аромат".

Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

Еще один документ, привезенный архивариусами Польши – это грамота короля Яна III Собеского, по которому армянин Бернард Кшиштоф Бернатович получил дворянство и герб. Этот документ XVII века оформлен под стать эпохе: разными цветами и иллюстрацией герба.

"Тем самым мы хотим показать, что армяне в Польше были не только купцами и дипломатами, но и военными. Ведь Бернатович стал шляхтичем, то есть дворянином, за военные заслуги", - говорит Вайс.

Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

Армяне жили в основном на юго-востоке тогдашней Польши, в Галичине. Но селились они и в других городах.

Например, не так давно Архив древних актов провел в Варшаве выставку документов о местном самоуправлении городов. В старинных регистрах горожан были не только поляки, но и немало "понаехавших" – армяне, итальянцы, немцы, литовцы и многие другие.

"Сейчас мы в принципе живем в мононациональном государстве. И нам трудно представить, что когда-то было иначе. Разные нации влияли друг на друга в языке, культуре, кухне, одежде. Можно вспомнить слуцкие пояса, которые носила знать. Их производство в Слуцке, как известно, основал армянин Ян Маджарский, тоже выходец с Востока. Есть и сотни других примеров, про армян и не только. Все это разнообразие было богатством Речи Посполитой. Поэтому ее история так красочна", - отмечает Вайс.

Конечно, история никогда не была идеальной. И главное здесь – не бояться ее взвешенно обсуждать.

Одна из таких сложных личностей – армянский епископ Львова Николай Торосович, принявший католичество. В Ереван привезли копию его письма великому подканцлеру (позже - канцлеру) коронному Томашу Замойскому.

Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

Политика к некатоликам в Польше была относительно спокойнее, чем в ряде других европейских стран. Но идеала, конечно, не было и здесь. Под давлением местных властей, Торосович связался с Римом и сменил обряд с апостольского на католический.

Что ж, никто и не собирается что-то приукрашивать или сглаживать, отмечает историк. "Это было время очень сложных отношений, сплетения религии и дипломатии. Мы хотели напомнить об этом эпизоде истории", - отметил Вайс.

Исследователи этой трудной, но очень важной темы, польские ученые привезли еще несколько копий документов. Это письмо армянского католикоса Мовсеса Татеваци королю Владиславу IV, с просьбой о защите армян Польши, а также письмо короля из военного лагеря под Смоленском – о споре епископа Торосовича с армянами.

Армяне – плохие дипломаты? Как Муратович удивил шаха и помог Польше и России

Эти и другие документы ждут исследователей. И не только об армянах Польши, но и о поляках в Армении. Один из них – всем нам известный граф Паскевич-Эриванский, польско-украинского происхождения. Это еще один спорный персонаж, тут уже для поляков: он участвовал в подавлении Польского восстания 1830-31 годов.

Но историки не должны друг друга перекрикивать. Историки должны работать. Поэтому обмен документами между архивами продолжится.