Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

Конец осени – последний шанс увидеть обитателей зоопарка. Скоро они заберутся в свои теплые пристанища, и не выйдут оттуда аж до самой весны. Корреспондент Sputnik Армения провел в зоопарке с животными целый день.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Целое поколение ереванских детей выросло без цирка и зоопарка. Эта мысль не дает мне покоя каждый раз, когда я прохожу мимо нового здания цирка, дата открытия которого переносится едва ли не каждый месяц.

Еще одна потеря: в ереванском зоопарке умер крокодил

В детстве я успела побывать на цирковом представлении, а вот мой братишка, что младше меня на пять лет – уже нет. Альтернативу цирку – зоопарк, отремонтировали лишь пять лет назад. До этого животные в мрачных клетках производили столь жуткое впечатление, что многие родители не водили детей в зоопарк, щадя их хрупкую психику.

Интересный феномен: в Армении посещение цирка, зоопарка и даже театра и кино чаще всего связывают с детьми – дескать, семейная традиция.

Всему виной менталитет? Вероятно. Если взрослые в этой стране живут ради детей, работают ради детей, то и выходить из уютного дома им тоже приходится ради детей. Потом эти дети становятся такими же взрослыми, и вырисовывается угрюмая утопия похлеще оруэлловской.

"Это не наш львенок": отец Карины Назаретян объяснил, как появились скандальные фото>>

Оруэлла невозможно не вспомнить, находясь в ереванском зоопарке. В каждой клетке, называемой тут "свободной клеткой", свои правила, своя иерархия, свои принципы. Большинство посетителей – дети и их "гвардии": родители, бабушки и дедушки, учителя. Один ребенок пытается всеми силами "достать" апатичного бегемота:

- Бееее, беее, беее! Ну-ка иди сюда, иди, иди! – внезапное молчание. Через несколько секунд, - бееее, бееее, беееее! Бабушка, ну почему он не идет? Он что, умер? Бееее!

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

Тайфун, так зовут бегемотика, старше своего "доставалы" всего на 2 года – ему 10 лет. Его мама "россиянка", сам Тайфунчик местный, ереванский. Родителей уже нет в живых, и бегемотик живет совершенно один, игнорирует шумливых посетителей и обожает сотрудников зоопарка.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

— Тайфунчик, спокойно! Мы пока не начали, подожди, малыш.

Сотрудница зоопарка лишь забралась в клетку, а бегемот уже стал проявлять активность. Совсем как щенок, положил две лапки на кромку. Лапки? Лапища! Сотрудница вскоре подходит со шлангом. Говорить и уговаривать вовсе не приходится — умный бегемот сразу же разевает пасть. Видно, что от водных процедур удовольствие он получает колоссальное.

В дикой природе зубы гигантским животным чистят крохотные птички, а тут – маленькие сотрудники зоопарка.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

Рядом с клеткой бегемота расположились олени. Их обед походит на настоящий квест. В начале во все углы, по которым разложена еда, подходят самцы постарше – самки и малыши тихо ждут в сторонке. Потом трапезничать идут белые самки. Дальше – рыжие.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

И только под конец прием пищи позволяют себе самые маленькие. Кажется, что лани вот-вот поссорятся из-за еды — но нет. Любителей боевых зрелищ они ничем не порадуют. Иногда лишь рога самцов переплетаются, но они конфликт регулируют мирно. Прямо идиллия какая-то!

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

А вот у вольера со львами атмосфера прямо-таки напряженная. Еду раздали вот уже как пять минут. Всем – и самцам и самкам — досталась своя порция мяса, но никто к ней пока даже не притронулся.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

Львы настороже, тихо приглядывают за "сокамерником", чтобы тот не стащил под шумок соседский паек. Одновременно высматривает: вдруг сосед-то не такой расторопный и бдительный? Холодная война продолжается еще минуты две, потом львы понимают, что соперники попались достойные и начинают трапезу, предварительно забившись в разные углы — как можно дальше друг от друга.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

У вольера с медведями молодые люди на русском беседуют о том, каково мясо медведя на вкус. Самый маленький медвежонок купается под душем из шланга. Другой медвежонок играет с камнями, его друг пытается как-то на них забраться. А люди за клеткой рассуждают – а вкусным ли будет мясо медведя, выросшего в зоопарке? Поймав мой шокированный взгляд, один из парней объясняет:

— Мы с Алтая, там есть медвежатину – обычное дело.

Рядом с любителями медвежатины стоит маленькая девочка с фруктами, купленными в магазине при зоопарке. Кормить здесь разрешают лишь некоторых животных и только продуктами, продающимися на территории зоопарка. Ребенок протягивает молодому русому парню, говорившему со мной, пакетик с фруктами.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

Я умиленно улыбаюсь, слезы на глазах, а молодой человек, присев на корточки, пытается объяснить малышке, что никто никакого медведя есть не собирается.

Не надо их есть, или Один день из жизни ереванского зоопарка

Конец осени — лучшее время для прогулки по ереванскому зоопарку. Природа собирает в одном месте всю палитру красок, а животные радуются лучам последнего солнца. Скоро им будет намного уютнее в своих теплых пристанищах, и они не будут радовать посетителей частыми выходами из загона. Получится ли у них отдохнуть от шумной толпы, которая все норовит их сфотографировать, накормить – напугать, в общем, большой вопрос: народу в зоопарке наверняка меньше не станет.