Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Легитимность новому конституционному Комитету придаст Стаффан де Мистура
Одиннадцатый раунд переговоров по урегулированию сирийского кризиса пройдет 28-29 ноября в столице Казахстана Астане.
Примечателен очередной раунд переговоров в астанинском формате участием спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистура и очередным отказом США участвовать в процессе.
Интересно, что Стаффан де Мистура будет выступать в качестве председателя на консультациях представителей стран-гарантов (Россия, Иран, Турция) по обсуждению подготовки конституционного комитета Сирии. То есть работа у ооновского спецпосланника ответственейшая, ведь пресловутый Конституционный комитет по Сирии – отправная точка для начала реального переговорного процесса в стране, в которой вот уже восемь лет бушует гражданская война. И участие в работе Стаффанa де Мистуры придаст процессу статус легитимности, который необходим странам – гарантам.
То, что Вашингтон в очередной раз отказался участвовать, с учетом вышеизложенных обстоятельств, действительно вызывает немалое удивление. Ведь американская сторона в последнее время постоянно говорит о том, что именно создание Конституционного комитета по Сирии может служить доказательством началу процесса политического урегулирования в стране.
Более того, США даже начало работы по восстановлению населенных пунктов и инфраструктур в Сирии, что связали именно с созданием Конституционного комитета.
Трупы в Ракке и оживающий Алеппо: чьи цели оказались диаметрально противоположными>>
Во всяком случае, именно об этом на днях с ооновской трибуны говорил заместитель постпреда США при ООН Джонатан Коэн, объясняя, почему Соединенные Штаты и сами не будут участвовать в восстановлении Сирии, да и мировому сообществу не дадут этого делать.
Сирийские "умеренные" пришли в Астану представительной делегацией
Хотя позиция Соединенных Штатов Америки, если честно, попахивает откровенным лукавством. Ведь сейчас, когда проведена уже огромная работа по созданию сирийского Конституционного комитета и осталось лишь обсудить список последних 50 из 150 запланированных членов Комитета, американцев вновь нет.
Правда, специальный представитель госсекретаря США по Сирии Джеймс Джеффри, как это ни удивительно, признал, что его страна настроена положительно воспринять итоги астанинской встречи, если они окажутся эффективными.
С учетом жесткого отрицания американцев, с которым доныне сталкивались организаторы астанинского процесса, подобное заявление можно считать серьезным прогрессом.
Как бы то ни было, следует констатировать — Вашингтон в очередной раз отказался участвовать в переговорах по астанинскому формату. А ведь сегодня (и с этим трудно не согласится) этот формат является самым перспективным и многообещающим с той точки зрения, что время переносить сирийский процесс с поля битвы в переговорные кабинеты действительно настало.
Видимо, в Вашингтоне все еще раздумывают, насколько приемлемы будут результаты, если страны-гаранты вдруг сумеют договориться с сирийскими "умеренными". Ведь тогда придется по каким-то вопросам и проблемам соглашаться с решениями новосозданного Комитета. А они могут быть далеко не в пользу американцев.
Соединенные Штаты все еще на что-то надеются
Ну, и самое важное – каково придется Соединенным Штатам, если официальный Дамаск и сирийские "умеренные" действительно смогут найти точки соприкосновения. Скажем, по такому ключевому вопросу, как выборы, а точнее то, что пройти они должны после возвращения в дома максимально большого количества беженцев.
Сказки Коэна с трибуны ООН: теперь США хотят задушить Сирию в тисках санкционной блокады>>
Ведь тогда и мировому сообществу будет необходимо, образно говоря, пошевелиться и начать масштабные восстановительные работы по всей Сирии. Заново отстроить все, что разгромили и разбомбили за годы войны.
А ведь на данном этапе американцы все еще надеются, что Дамаску и поддерживающим его Москве, Тегерану и (частично) Турции не удастся настоять на своем – на безоговорочной территориальной целостности страны. И тогда все богатые нефтью территории, находящиеся на левобережье Евфрата, достанутся тем курдским племенам, которых поддерживает западная антитеррористическая коалиция.
Думается, с этой "задней" мыслью американцы в последнее время вкладывают достаточно серьезные средства в благоустройство населенных пунктов и инфраструктуры именно в тех районах. Помогают курдским племенам, зацепившемся за левобережье Евфрата и надеющимся получить тут наконец вожделенную государственность.
Однако позиция официального Дамаска известна – первоочередная задача, которую сейчас решает сирийская армия (на поле битвы) и администрация Башара Асада (за столом переговоров) – это абсолютная территориальная целостность страны.
С курдами же, равно как и со всеми остальными, переговоры могут быть исключительно о той или иной степени автономии.
Судя по тому, что в этом вопросе Дамаск поддерживают и Москва, и Тегеран, американцам в этом плане действительно ничего не светит.