"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все"

Все мы разные, у каждого свои проблемы, в том числе и связанные со здоровьем. В Армении немало тех, кто страдает психическими отклонениями. Чем они заняты, где живут и с кем общаются? Корреспонденты Sputnik Армения узнали об этом, посетив центр по уходу за лицами с психическими расстройствами "ДЗОРАК".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Событий в центре по уходу за лицами с психическими расстройствами "ДЗОРАК" почти не происходит. Здесь налаженный темп жизни, своя рутина – люди приходят и уходят, сотрудники без устали работают и пытаются помочь другим – тем, кто не такие, как все. Съемочная группа Sputnik Армения также побывала у тех, кто живет в своем особенном мире и не боится рассказывать об этом.

"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все"

"Привет, меня зовут Гагик (имя изменено), и я псих", - так коротко представился мужчина лет за 60, убрав руки с клавиш черного пианино.

Еще несколько секунд назад так называемый "псих" наигрывал пробирающую до глубины души мелодию знаменитой песни "Ов сирун, сирун". 

Гагик – коренной ереванец, он, как и все, мечтал о карьере, семье, детях. Прилежно отучился в школе, параллельно получил музыкальное образование, затем поступил в медицинский университет. С детства хотел стать доктором, но какой специализации, и сам не знал, пока самому не пришлось обратиться за помощью к врачам.

Мечты сбываются: как уникальное кафе в Гюмри поможет жениться парням с инвалидностью

"На третьем курсе крыша поехала, - очень просто сказал Гагик, покрутив указательным пальцем у виска и закатив глаза, а затем добавил. – Диагноз – шизофрения".

Вот с этим диагнозом Гагик живет более 40 лет, и за эти годы многое переосмыслил. Считает, что процентов на 50 вылечился, и теперь хочет помогать другим, делясь своим непростым опытом, душевными переживаниями.

"Я столько пережил, столько вынес и столько прочитал! Это – большая редкость, когда человек знает себя на 100%, понимает тончайшие струны своей души, и я…(тут он сделал паузу) горжусь этим. Хочу это вот и донести до остальных, хочу преподавать социальную психологию", - признался он.

Гагик уверен, что именно в этом заключается его миссия, только жалеет, что пришел к этому пониманию только сейчас, после долгих душевных мук. Ему хотелось бы получить диплом и разрешение на преподавательскую работу, но понимает, что никто ему не даст такого шанса.

"Хотя надежда умирает последней", - добавил он.

Детдомовцы – тоже люди: в Армении оштрафовали поставщиков суррогатного масла и сгущенки>>

Пока мы беседовали с Гагиком, девушка, сидевшая за столом, смастерила цветок из шишки и пластилина. 29-летняя Марианна Варданян более года посещает центр. Здесь, по словам девушки, ей очень весело и комфортно. Они лепят, танцуют, разрабатывают программу к праздникам. Настольная книга Марианны – сборник сказок армянского писателя Ованнеса Туманяна. У нее диагностировали умственную отсталость.

"Больше всего люблю рассказ "Гикор". Мне близок образ этого мальчика. Он трудолюбивый, всячески старается помочь родителям. И я стараюсь", - сказала Марианна.

Тут ее перебила Кристина Маркарян. Она новичок в группе, но уже освоилась. Говорит, что в центре время пролетает быстро. Утром она возится с племянницей, а после уже приходит в центр и остается до вечера.

Очереди исчезли: армянские старики не нуждаются в домах престарелых?

Среди посетителей центра – шеф-повар Айк Бадалян. Он страдает шизофренией, часто случаются провалы в памяти. Однако это не мешает ему помнить рецепты двух самых вкусных, по его мнению, блюд, которые он когда-то готовил для родителей. Это – курица, запеченная с апельсинами, и греческий салат с перцем чили.

"Очень вкусно, но главное – правильно все это приготовить", - считает Айк.

Пообещал, что к следующему приходу гостей обязательно приготовит что-нибудь вкусное.

Все эти люди, страдающие разными психическими заболеваниями, приходят в центр к 9 часам и остаются до 6 часов вечера, а затем отправляются домой.

Их бросили дети и предали родные - дом, в котором бездомные армяне и русская>>

Постояльцы

Мы продолжили знакомство с центром и встретились с теми, кто в отличие от предыдущих наших героев, стали уже постояльцами этого учреждения. Центр поделен на несколько корпусов, в общей сложности здесь живет 131 человек.

У входа во второй корпус мы увидели парня в военной форме, который так и не согласился назвать своего имени. Своей главной задачей он считает защиту жильцов, поэтому и не снимает форму. Он смотрит на людей в помещении: одни постояльцы играют в пинг-понг, другие – беседуют между собой.

"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все"

Этот, казалось бы, будничный день, скрасил неожиданный визит гостя: в рамках благотворительной акции к ним пришел мужчина по имени Манвел. Всем постояльцам центра он раздал пакеты с фруктами и конфетами. Его приход вызвал большой ажиотаж. Но шум стих, когда послышались звуки музыки. На пианино играла одна из постоянных жильцов центра – Нуне Симонян.

Женщина окончила государственный музыкальный колледж им. Романоса Меликяна. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Нуне призналась, что с детства любила классику, игру на рояле.

"А потом я немного тронулась, поэтому и оказалась здесь", - внезапно добавила Нуне и закатилась истеричным смехом, а на глазах выступили слезы.

Боец Мигран Арутюнян опубликовал трогательное видео из дома престарелых>>

Тот самый парень, который вошел в роль охранника, проводил нас в комнату, расположенную на одном из верхних этажей здания. Войдя, мы увидели группу мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, вместе с преподавателем они готовили программу к новогоднему вечеру.

"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все"

"Здравствуйте, а как вас зовут?" - подбежал к нам с вопросом один из них, держа в руках бумагу с ручкой.

Оказывается, у Рубена есть такая привычка – он у всех спрашивает имена и обязательно записывает их в 12-листовую тетрадь.

Мы представились, пожали ему руку, а затем поздоровались со всеми, кто находился в комнате. Каждому хотелось внимания, глотка свежего воздуха, какой-то новизны и общения с людьми из "другого" мира. Они поблагодарили за приход, сыграв специально для нас басню Крылова "Волк и лиса".

В Армении сотрудники двух психбольниц обвиняются в хищениях>>

В соседней комнате мы увидели девушек и женщин: младшей из них – 18 лет, старшей – за 40. Тут живут те, у кого синдром Дауна, эпилепсия или шизофрения. Несмотря на столь серьезные заболевания, они шьют, ткут ковры. Сейчас их главная забота - достойно подготовиться к новогоднему празднику.

"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все"

Как живут сотрудники центра

Либо нужно очень любить ближнего своего, либо искать смысл жизни среди тех, кто не такой, как ты, чтобы согласиться на работу в центре. Это – первое, что приходит на ум после общения с жильцами учреждения.

Жгут, "перегруз" и воровство: шокирующие факты из жизни армянских психбольниц>>

В центре работают около 100 сотрудников. Психолог дневной группы Сусанна Хачатрян признается, что иногда приходится делать над собой большое усилие, чтобы после тяжелого рабочего дня суметь еще уделить внимание и своей семье.

"Устаем очень, но любим свою работу. Мы обеспечиваем занятость наших подопечных. Работаем с ними в кружках – по рисованию, скульптуре, художественной обработке древесины", - пояснила Хачатрян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все"

По ее мнению, надо любить свою работу и людей, чтобы заниматься столь сложной деятельностью. Она не стала отрицать, что бывают случаи срыва у постояльцев, но сотрудникам удается сгладить ситуацию. В такие моменты специалисты устанавливают причину срыва и своевременно реагируют.

Воровали деньги незрячих: члены Армянского общества слепых вышли на акцию протеста>>

С Хачатрян согласна и ее коллега Гоар Фарманян. Говорит, что каждого из постояльцев любит, как своего ребенка. В самом начале ей приходилось очень тяжело, но теперь не представляет свою жизнь без этих людей, которые стали ей такими близкими.