Руины памяти. Спитак. Землетрясение 1988 года

Новый год после Спитака: что ранило российского журналиста в самое сердце

Масштабы разрушительного землетрясения в Спитаке были беспрецедентными. Но и количество стран и людей, протянувших руку помощи "Армении в руинах", тоже было невероятным. В рамках серии публикаций "Глазами очевидцев" представляем первую статью к 30-летней годовщине Спитакского землетрясения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 1 дек — Sputnik, Арменуи Мхоян. Российский журналист, заместитель председателя Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) по иностранным делам и экономической политике Вадим Козюлин в конце 80-х был студентом.

Против смерти и катастроф: ради кого легендарный хирург Александр Микаелян бросил Москву

"До приезда в Армению мы собирали гуманитарную помощь. Люди приносили все, что могли. Военные самолеты направлялись в Ереван, а оттуда вещи и провиант доставлялись в зону бедствия уже на машинах. Советский Союз мобилизовал армейских, которые выполняли на месте функцию спасателей. Самолеты, когда мы приземлились в Ереване, прилетали как электрички в метро — один за другим", — рассказывает журналист.

Как только узнали о катастрофе в Армении, от МГИМО снарядили студенческий отряд: порядка 60 человек вылетели военно-транспортным самолетом, разгрузили его прямо на летном поле в аэропорту Еревана и отправились в Спитак и Кировакан, вспоминает Козюлин.

B Армении разработан уникальный метод ранней "диагностики" землетрясений>>

"Поселились на склоне горы, полтора месяца жили в палатках, работали в Кировакане, Спитаке, бывал в Ленинакане. С тех пор осталось много интересных воспоминаний: много грустных, естественно, но и много приятных воспоминаний о гостеприимстве армянского народа", — рассказал журналист в беседе со Sputnik Армения.

Студенческий отряд разделили на группы. Одна из них из 16 человек, в составе которой был и Вадим, работала в деревушке, названия которой Козюлин уже и не помнит. Зато хорошо помнит людей и их отношение.

"Буду в Ленинакане 7 декабря": Оганесян рассказал про черный день 1988-го и Юрия Варданяна

"Tакого гостеприимства в жизни не встречал больше нигде, хотя объездил очень много стран. Я думаю, что армянский народ в первую очередь отличается от других именно этим", — отмечает Козюлин.

Люди, чьи дома лежали в руинах, а сами они, ютясь в хлеву или палатке, все равно думали о гостях, никогда не забудутся – они навсегда в сердце нашего собеседника.

"Там же живые люди": как армян спасали из смертельной ловушки>>

Новый год наступил как-то незаметно. Отмечали в палатке – с консервами и компотами. А на другом склоне горы всю ночь горели костры. Там было кладбище — армяне встречали Новый год с не дожившими до него родственниками. И, конечно, все тосты в эту ночь были об одном: чтобы такой год больше никогда не повторился.