ЕРЕВАН, 4 дек — Sputnik, Ашот Сафарян. Военно-воздушные силы Армении лишились одного штурмовика. Для небольшой авиации потеря одного Су-25 – серьезная утрата, если учесть, что их и так насчитывалось всего 15 единиц. Также ВВС республики обладают одним МиГ-25.
Крушение штурмовика Су-25 в Армении: фото с места трагедии>>
Больше боевых самолетов у армянской армии нет. Машины эти не новые, хотя и сохраняют значительный модернизационный потенциал. Но учитывая скудные финансовые возможности Армении, думается, нет смысла говорить о какой-то серьезной модернизации имеющихся машин.
Безусловно, расследование позволит выяснить точные обстоятельства трагедии, унесшей бесценные жизни двух пилотов, однако с большой долей вероятности можно сказать, что причиной могла быть техническая неисправность, либо ошибка пилотирования.
Штурмовик Су-25, получивший среди военных прозвище "Грач", производился в СССР с середины 70-х гг. прошлого века. Он предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.
Сейчас Су-25 состоят на вооружении ВВС почти всех стран бывшего СССР, в разное время они поставлялись и эксплуатировались в ряде европейских, азиатских и африканских стран.
"Грачи" неплохо зарекомендовали себя во время сирийской операции ВКС России, нанося массированные удары по позициям, пунктам управления и складам террористов. Впрочем, не удалось избежать трагедии и здесь. В феврале этого года Су-25 был сбит боевиками с помощью ПЗРК. Пилот катапультировался, но погиб при ведении боя с террористами.
Арменией Су-25 были закуплены еще в 90-х гг. в Словакии. По словам военного эксперта Леонида Нерсисяна, техническое состояние армянских "Грачей" сегодня, мягко говоря, среднее. Капитального ремонта давно не проводилось, более того, эти машины сейчас нуждаются не просто в серьезном ремонте, а в полной модернизации. С учетом скромных финансовых возможностей неизвестно, когда эта задача будет решена.
"Электроника этих самолетов безнадежно устарела. Если мы говорим об этой трагедии, то отсутствие радиолокационной станции и спутниковой навигации тоже могло привести к трагедии. Самолеты в любом случае нужно обновлять", — сказал Нерсисян.
Наш собеседник предполагает, что имело место столкновение с холмом или горой в условиях повышенной туманности. Можно говорить либо об ошибке пилотирования, либо об упущениях командования авиацией, которое решило провести учебный полет при таких погодных условиях. В пользу версии о столкновении с холмом говорит и то, что самолет буквально разбился вдребезги. От него остались лишь небольшие фрагменты. При обычном падении, как правило, остаются какие-то крупные обломки.
Найден "черный ящик" разбившегося в Армении штурмовика>>
"Армянский штурмовик, судя по всему, врезался в гору. Такие аварии случаются нечасто. Я надеюсь, что "черные ящики" не получили критических повреждений, и их расшифровка позволит установить причины случившегося", — добавил он.
Нерсисян считает, что если технический фактор отпадет, то единственной версией останется ошибка пилотирования.
У ветеранов боевой авиации между тем, есть некоторые версии случившегося. Как отметил Sputnik Армения бывший пилот ВВС Армении Мелик Меликян, на данный момент озвучивать какие-то причины – дело неблагодарное, однако определенные предположения все же напрашиваются.
"Все, что я могу сказать – это сугубо личное мнение. Понятно, что на все вопросы исчерпывающе может ответить только следствие. Моя субъективная точка зрения сводится к тому, что имела место ошибка пилотирования. Они выполняли полет на низких высотах при неблагоприятных погодных условиях. Была очень плохая видимость из-за примыкающих к горным вершинам облаков, вследствие чего они врезались в гору", — сказал Меликян.
Наш собеседник считает ошибочными утверждения о недопустимости учебных полетов в неблагоприятную погоду. Если боевая авиация должна летать только в солнечную погоду, значит это уже не боевая авиация.
"ВВС на то и ВВС, что должны уметь выполнять боевую задачу в любое время суток и при любых погодных условиях", — говорит Меликян.
Бывший летчик признает, что находящиеся на вооружении армянской армии штурмовики Су-25 имеют устаревшую электронику. Но эта электроника вполне позволяла безопасно выполнять полеты и боевые задачи.
Меликян видел "черные ящики" самолета – они получили серьезные повреждения, из-за чего их расшифровка представляется весьма маловероятной.
Самолет рассыпался на мелкие куски, и Меликян не думает, что можно будет извлечь какую-то информацию из бортовых самописцев. Если бы они были в нормальном состоянии, то их расшифровка могла бы занять день-два.
Фотографии с места крушения самолета можете посмотреть здесь>>
Напомним, Су-25, выполнявший учебно-боевой полет, пропал утром 4 декабря. После полудня самолет был найден в горах, недалеко от города Маралик Ширакской области. В результате трагедии оба пилота погибли. Известны их имена – это пилот первого класса, подполковник Армен Бабаян и пилот третьего класса, майор Мовсес Манукян.