Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Хлеб с маслом – первый нормальный за последние две недели завтрак малютки Милены. Его она крепко сжимает правой рукой, забинтованной левой — пытается изобразить цифру три. Именно столько ей лет. По палате суетливо ходит бабушка, не может нарадоваться чуду: сегодня малышка произнесла долгожданное "хочу есть".
"Мне три годика, и я должна пойти в садик, потому что я уже большая. Я люблю мамочку и папочку, а еще дома у меня братик, он старше и играет со мной", — говорит девочка, откусывая крошечный кусочек.
Милена ждет Деда Мороза и уже попросила у него куклу.
Острый лейкоз Милене диагностировали в конце ноября, с 4 декабря Гематологический центр им. Еоляна станет для малышки вторым домом на долгих девять месяцев. Милене еще предстоит пройти тяжелейший курс терапии. Но так надо — чтобы в будущем ее мечта пойти в садик осуществилась.
Болезнь определили случайно: смутили красновато-синие веки. В больнице города Масис им сказали, что анализы в норме, но терапевт все же дал направление в Ереван для более детального осмотра.
"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все">>
К сожалению, здесь малышке поставили страшный диагноз. Милена — самый маленький пациент больницы.
Болезнь настигла двенадцатилетнего Арама в шестом классе. Год назад ему поставили острый лимфобластный лейкоз. Арам нас встретил в маске и шапке. Кем хочет стать в будущем — он пока не определился. От Деда Мороза ничего не хочет, единственное, о чем мечтает – поскорее вылечиться и попасть домой. Вернуться в школу, к друзьям, к привычной жизни.
"Люблю математику и физкультуру. Я здесь уже год, должен был перейти в седьмой класс, но не получилось, попал сюда", — сказал Арам, отводя в сторону огромные карие глаза.
Нашу беседу прервал восьмилетний Айк, который позвал Арама в игровую комнату, где их ждал фокусник Армен Мхоян. Большая мечта Айка – стать летчиком и парить высоко в небе. Мы с ним быстро подружились, и он пообещал стать хорошим пилотом. Когда-нибудь мы может даже встретимся на борту его самолета.
Однако пока Айку предстоит пройти аллогенную трансплантацию костного мозга из-за рецидива болезни.
Когда просто уходят
Работать в таком центре — не только большая ответственность, но и огромная психологическая нагрузка. Психолог детского отделения гематологического центра им. Еоляна Мариам Закарян признается, что до нее многие просто отказывались от этой работы.
"С самого начала я поняла, что приношу им какую-то пользу. Когда увидела положительный результат, поняла, что я в нужном месте", — сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Мариам.
За годы работы она многое переосмыслила, переоценила. Девушка признается, что после общения с детьми и их родителями просто начинаешь на все смотреть другими глазами. Больше всего ее удивляет стойкость духа малышей, которым проходится бороться за существование, за жизнь.
"У нас была 13-летняя пациентка. Мы понимали, что теряем ее, и перед смертью все собрались у нее в палате, она протянула руку в мою сторону и сказала "помогите, пожалуйста, я хочу жить", — рассказала Мариам.
Жгут, "перегруз" и воровство: шокирующие факты из жизни армянских психбольниц>>
Этот случай Мариам переживала долго. Не забудет никогда.
В детском отделении лечение на данный момент проходят 17 ребятишек. Почти у всех злокачественные заболевания кроветворной системы. Пациентам от 3 до 18 лет. При центре с 1990-х годов была внедрена немецкая программа "БФМ". Эффективность лечения — 70%.
Врач-гематолог детского отделения гематологического центра им. Еоляна Анаит Захарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказала, что легче идут на поправку дети до 10 лет.
Она убеждена, что здравоохранение в Армении должно иметь профилактическое направление. Болезни зачастую легче предотвратить, чем лечить. Родителям она рекомендует следить за правильным питанием с пеленок, и, по возможности, оберегать своих детей от стрессов и частых ОРВИ. Главное тут — крепкий иммунитет.
"В стране изменилась ситуация"? Чего ждут ереванцы, оставшиеся без крова>>
"Однажды к нам поступили две девочки с одинаковым диагнозом. Одной был годик, другой — девять месяцев. Тогда до двух лет лечить и не брались. Я рискнула. Одна из девочек летом вышла замуж, вторая учится на врача в Медуниверситете", — рассказала Захарян.
Медицина с тех пор сильно продвинулась, а с появлением нового современного центра в Ереване у многих и многих детей и взрослых появился шанс получить качественное лечение у себя на родине.
Медицина развивается, но за всеми не успевает.
Мы скорбим по девочке, которая так хотела жить. Но мы верим, очень сильно верим, что Милена в садик пойдет, Арам доберется до родного дома, а Айк долетит до облаков. Ведь медицина на месте не стоит.
И у нас есть замечательный центр с замечательными и неравнодушными врачами.