Арам Гарегинян, Sputnik Армения.
Этот армянский товар так популярен, что его подделывают за рубежом, и называется он ШОУ. Нет, ничего развлекательного тут нет.
Все намного "скучнее": это изолирующая штанга, оперативно-универсальная (отсюда и аббревиатура). С ее помощью электрики и монтажники выполняют работы в электросетях высокого напряжения: проверяют напряжение, переключают провода, чистят их от пыли. Эти и другие средства защиты для работы на электросетях делают в Армении. Основным покупателем остаются электросети (МРСК) регионов России. Небольшие партии закупают в Узбекистане, Казахстане, Молдове.
Он отказывается разбогатеть: инженер Ованнисян и его завод в Степанаване>>
Всего этого не было бы, если бы Артюша Аветисян после распада Союза махнул на прошлое рукой. Но спросите у любого рабочего (например, у отца-пенсионера), как устроена электрическая схема или как выточить металлический штуцер. А потом посмотрите на руки, когда он начнет вам объяснять. И вы увидите, что память у пожилых – точная и светлая, а руки – творческие. Вот и у Аветисяна руки – совсем как у знаменитого Владимира Горовица (посмотрите сами).
При Союзе Аветисян был главным инженером на производственном объединении "Электроприбор". Когда Союз начал рушиться, а к порогам заводов подобралась тишина, он собрал таких же "виртуозов", сидевших по домам, и создал свой маленький "оркестр".
"Скажут, мы воду мутим": как медеплавильный завод в Алаверди оказался на грани "сплава">>
Сам Аветисян далеко не молод. Его начальнику производства – 67.
"Не удивляйтесь. Есть у нас и 70-летние мастера, а кому-то даже 80. Если, не дай Бог, что с ними случится, замены им не найти. Токарей в Армении практически нет. Зато отцы своих сыновей приводят, были уже такие случаи. Так что работаем. Платим близко к средней зарплате. До кризиса 2008 года у нас работали 50 с лишним человек. Сейчас – поменьше. Были периоды, когда мы вообще работали в убыток, когда рубль стал нестабильным. Но все равно не закрываемся. А в прошлом году, например, у нас был производственный рост", - говорит Аветисян.
Другая сложность – контрафакт. Оказываeтся, подделывают из армянских товаров совсем не только коньяк.
"Иногда мне звонят из России с рекламациями. Жалуются на товар. Потом выясняется: подделка. Причем научились подделывать не только название, но и технические паспорта продукции. Но уж я-то найду способ доказать, где мое, а где – подделка. Просто трудно найти на них управу в судах. Но и не нужно. Сами себя компрометируют. Раз попались, другой, и все", - ставит точку Аветисян.
Есть в Евразийском союзе немало и хороших производителей – и в России, и в Беларуси. С ними конкуренция идет не за страх, а за совесть. Сложность только в том, что в Армении выше транспортные расходы.
"Евразийский союз нам немного помог. Меньше стало процедур с налоговой. А если на самолете отправляем то еще легче. Потому что не нужна транзитная декларация для проезда через Грузию", - говорит он.
И вот оказывается, что у пожилых мастеров есть молодые "аккомпаниаторы". Армянские предприятия поставляют сюда кабель и пластиковые трубы для штанг, указателей напряжения и другой продукции. Сложностей и у них хватает. Но и они не опускают руки – под стать старшим товарищам.