Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Намерение американцев вывести свои войска из Сирии автоматически предполагает одно: отныне на этой арене Израилю придется уже самому "ввязаться в драку" с Ираном. А этого Тель-Авиву ой как не хочется делать. Ну а заявление Палестины о полноценном членстве в ООН (а шансы есть) – это уже и вовсе удар под дых… Однако сегодня речь не о делах ближневосточных, региональных.
Армяне, конечно, разочарованы, хотя именно этого и ожидали
Речь о позиции, которую занимает Израиль, если можно так сказать, в армянской политической "табели о рангах". Противник? Региональный либо религиозный соперник? Вроде бы нет. Союзник – тоже нет. Однако определиться необходимо.
С этой точки зрения следует признать, что интервью и.о. министра иностранных дел Армении получилось весьма выдержанным, умеренное, и в то же время в открытую, как говорится, в глаза было сказано многое. В первую очередь о том, что в Армении в очередной раз были разочарованы очередным отказом Кнессета высказать четкую позицию касательно животрепещущего для армян вопроса – о признании Геноцида в Османской империи 1915 года.
Напомним, израильские парламентарии в очередной раз подняли этот вопрос именно в те дни, когда отношения между Тель-Авивом и Анкарой вновь обострились до предела.
Оружейное лобби, Израиль, саудиты и курды в бешенстве: почему на Трампа началась охота?>>
Подобное поведение на глобальных политических подмостках не может приветствоваться ни с этической, ни с цивилизационной точек зрения. Ведь очевидно желание Кнессета использовать вопрос о Геноциде армян в качестве инструмента давления на Турцию, с которой взаимоотношения в регионе периодически обостряются, а потом опять сглаживаются.
Политика есть искусство возможного, и Отто фон Бисмарка еще никто не опроверг
С другой стороны, если говорить о чисто дипломатической составляющей, то Ереван не может предъявить какие-либо претензии Тель-Авиву. На то и существует глобальная политика, чтобы у страны было несколько поведенческих векторов. И выбирать из них каждый раз можно тот, который в данный момент наиболее выгоден. Собственно, так и поступают дипломаты и депутаты израильского Кнессета.
Ведь согласно принципам, в свое время продекларированным Отто фон Бисмарком, политика есть искусство возможного. И в этом плане израильтяне даже при очень большом желании не могут проголосовать за признание закона об армянском Геноциде 1915 года в Османской империи.
Хотя, видимо, и особого желания это делать нет: налицо монополизм даже в том, чтобы именно ты, именно твой народ был бы признан международным сообществом самым гонимым и истребленным.
Страна, со всех сторон окруженная региональными и религиозными противниками (будем откровенны – врагами), не может себе позволить нажить еще одного кровного врага в лице страны, у которой вторая по мощи в НАТО армия. Во всяком случае Турция именно так и позиционируется как в регионе, так и вообще в мире.
Ловушка для мальчика с рогаткой: кто и зачем выдумал встречи Эрдогана с Путиным и Трампом>>
А с этой страной, весьма агрессивной на международных дипломатических подмостках, в плане признания армянского Геноцида не связывается даже такая сверхдержава, как Соединенные Штаты Америки.
Друзья — пусть даже не самые близкие — в политике никогда не бывают лишними
Израиль и Армения даже в чем-то похожи: обе страны окружены врагами, все время выживают на грани войны и мира. Так что, понять поведение израильтян можно. И именно эта схожесть должна стать фактором, определяющим дальнейшее развитие отношений между двумя странами. Армении, равно как и Израилю, есть что предложить своему потенциальному партнеру.
Понятно, что нефти, в отличие от Азербайджана, у Армении нет. Равно как и нет миллиардов долларов, на которые можно купить высокоточное оружие израильского производства, как это делает наш восточный сосед.
А еще Израилю придется смириться с тем, что Армения будет и в дальнейшем улучшать отношения со своим северным соседом – Ираном. У израильтян с иранцами, как говорится, изначально не сложилось… Ну, где-то так, как у армян с азербайджанцами.
Но на налаживание межгосударственных отношений это, по большому счету, не должно влиять. Опять-таки: политика – это именно тот из немногих аспектов современной цивилизации, где вовсе не обязательно, чтобы друг твоего противника (регионального ли, религиозного ли) обязательно являлся бы и твоим противником.
Ближний Восток – дело тонкое: какие победы одержал Иран в геополитическом закулисье>>
В качестве примера можно привести те же Турцию и Азербайджан. Два государства – одна нация, однако азербайджанцы являются близкими союзниками израильтян, в то время как турки – достаточно серьезные региональные противники (не хочется использовать слово враг).
Так что, диппредставительства, которыми, похоже, намерены обменяться в ближайшее время Армения и Израиль, будут только во благо. Хотя бы потому, что друзья (пусть даже не самые близкие) в политике никогда не бывают лишними.