Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

Тифлис невозможно представить без известного армянина, одного из богатейших людей XIX-XX века Александра Манташева. Он не только подарил грузинской столице шикарные особняки и другие строения, но и обеспечил город телефонной связью.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Двухэтажное старое здание площадью в 1,5 тысячи квадратных метров, расположенное на улице Герондия Кикодзе (в прошлом — Паскевича) в Тбилиси, привлекает внимание не только архитектурой, но и интересным маленьким барельефом на ограде балкона. Поговаривают, что на нем изображена супруга одного из богатейших людей конца XIX начала XX века, мецената Александра Манташева.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

Дом был построен по приказу Манташева в одном из престижнейших районов Тифлиса – Сололаки. В нем и провел меценат с семьей последние дни жизни. На этой неделе стало известно, что собственники дома, по происхождению евреи из Израиля и Грузии, выставили его на продажу. Они оценивают здание в 10 миллионов долларов.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

Многие представители армянской общины Грузии недоумевают: сумма чрезвычайно завышена, поскольку 1 квадратный метр в Сололаки на сегодня стоит от 1 до 1,5 тысячи долларов. Даже по самым дорогим меркам дом покупателю должен обойтись не более чем в 3 миллиона долларов.

Человек будущего: Манташев стал для тбилисцев вторым Беллом

Однако это не единственное здание, построенное на средства Манташева в Тбилиси. О ключевых из них рассказывает Sputnik Армения.

Почему Тифлис, а не Баку?

Манташев родился 3 марта 1842 года в семье тифлисского купца Ованнеса Манташянца. Он с отличием окончил частную школу Галуста Папазяна в Тифлисе, владел в совершенстве армянским, грузинским, русским, французским, английским и немецким языками. Львиная доля бизнеса Манташева была сосредоточена в Баку, однако он предпочел жить в Тифлисе и не потому, что родился там.

Знаток истории и архитектуры старого Тифлиса Аида Бабаджанова в беседе с корреспондентом Sputnik Армения подчеркнула, что на тот момент Тифлис был центром Закавказья, куда стремились все амбициозные люди. Манташев не стал исключением.

"В Тифлис тянулись люди с большими деньгами. Однако на тот момент это не был исключительно грузинский город, а был столицей всего Кавказа, и все стремились сюда", - сказала Бабаджанова.

Манташев разворачивает здесь масштабную деятельность, строит дома, школы, конюшни.

Манташевская конюшня

Манташев был большим любителем лошадей. Он же построил знаменитую конюшню в Дидубе: тогда этот спальный район нынешней грузинской столицы находился за пределами Тбилиси. Каждый выезд в свет Манташева и его семьи становился поводом обсуждения и был в центре всеобщего внимания. Он держал отборных коней.

"Эта была трогательная привязанность к лошадям. Он настолько беспокоился за своих лошадей, что провел первую телефонную линию от своего дома, который нынче выставлен на продажу, до конюшни", - сказала Бабаджанова.

Манташев лично связывался со своими конюхами и выяснял, как там поживают лошади, в сохранности ли экипажи.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

43-я школа или Торговая

По приказу Манташева была построена Торговая школа — сегодня школа номер 43. В нее принимали талантливых детей из богатых и бедных семей. Согласно дошедшим до нас рассказам, Манташев часто прогуливался по дороге к школе и клал пятаки в карманы детей из небогатых семей.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

"Манташев понимал, что будущее за образованными людьми, поэтому пожертвования он давал и на Нерсесяновскую семинарию. На его деньги за границей проучились многие выдающиеся деятели той эпохи", - сказала Бабаджанова.

Меценат участвовал в судьбе многих армян. Некоторые впоследствии стали известными деятелями культуры и искусства. В их числе также великий армянский композитор Комитас, которому Манташев не только оплатил обучение, но и специально привез для него рояль из Европы.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

Он помогал каждому, в ком видел талант и стремление к учебе. Именно за это он так тепло отнесся к революционеру и политическому деятелю Степану Шаумяну, который работал у него менеджером.

Армянское благотворительное общество на Кавказе

Манташев был одним из основателей "Армянского благотворительного общества на Кавказе". По традиции, установленной Манташевым, ежегодно в начале марта члены общества выходили на улицы Тифлиса и в ходе шествия от Головинского проспекта (ныне Руставели. — ред.) до площади Мейдан собирали деньги на благотворительность.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

"Общество делало колоссальную работу, связанную с обеспечением уровня образования в диаспоре. При нем действовал этнографический отдел, который собирал по крупицам армянское наследие. Манташев финансировал этнографические экспедиции, которые по всему Закавказью собирали материалы об армянском следе", - сказала Бабаджанова.

Общество помогало армянам, пострадавшим во время Геноцида армян в Османской империи 1915 года. Все, кто попадал в Тифлис, проходили через это общество.

Манташевские торговые ряды

В Тифлисе у Манташева были два торговых ряда. Вообще культура "Торговых рядов" сменила караван-сараи, которые представляли собой территории и помещения, где торговцы отдыхали, вели переговоры, назначали бизнес-встречи и держали конюшни. Там же заключались сделки.

Без Манташева Тбилиси был бы другим, или Что оставил Грузии армянский нефтяной магнат

"Когда город стал развиваться, очень многое начало меняться, караван-сараи перестали быть актуальными. Им на смену пришли торговые дома, которые строились в многолюдных местах", - сказала Бабаджанова.

Торговые дома представляли собой двухэтажные здания, внутри которых строились павильоны. Манташев был одним из первых, кто построил такие ряды в самом сердце Тифлиса.

Меценат ушел из жизни в 1911 году в Санкт-Петербурге. Однако его похоронили в семейной гробнице Ванкского собора в Тифлисе, который он отреставрировал еще при жизни. Храм был стерт с лица земли много лет спустя по приказу Лаврентия Берии.