Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Сегодня стало известно, что в Россию с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом выехали министры обороны, энергетики и иностранных дел Турции, а также руководитель турецкой разведки. А еще было заявлено, что в ходе переговоров лидеры уделят особое внимание проведению в 2019 году "перекрестного" года культуры и туризма.
Однако ближневосточный тренд в московской встрече, конечно же, будет самым главным. Ведь известно, что в Москву турецкий президент приехал с конкретными планами, касающимися сирийской проблематики. А разработаны были эти планы в ходе достаточно активных переговоров, которые в последнее время вела турецкая сторона.
Известно, что в прошедшие дни сам Эрдоган несколько раз подолгу общался по телефону с президентом США Дональдом Трампом. Из официальных заявлений и публикаций в масс-медиа знаем, что в последнее время речь шла об организации зоны безопасности на линии соприкосновения между турецкой армией и курдскими вооруженными формированиями в северных районах Сирии.
Приняты какие-то промежуточные решения, позволяющие не допустить открытого военного столкновения турок с курдами после окончательного вывода из этих районов американских армейских частей (порядка 2000 солдат).
Турецко-курдская "любовь" не случилась: что США "спихнут" на Израиль после ухода из Сирии>>
На проведении военной операции против курдских боевых формирований, кстати, настаивала Турция. Однако тут имеем дело с той из редких в регионе ситуаций, когда позиции Москвы и Вашингтона совпадают. А именно в том, чтобы не допустить эскалации конфликта в районах компактного проживания сирийских курдов.
Предполагается, что эта зона безопасности будет действовать на всем протяжении северо-восточной части сирийско-турецкой границы и будет уходить как минимум на 30 километров вглубь сирийской территории. Об этом и договаривались в последнее время турецкая и американская стороны, и именно с этими наработками, похоже, и приехал в Москву Эрдоган – согласовывать этот достаточно серьезный вопрос со своим российским коллегой.
Понятно, что в северных районах Сирии после заявления о выводе армейских формирований США складывается такая ситуация, при которой у России образуются свои интересы и предпочтения, главные из которых – сдача освобождаемых американцами территорий именно официальному Дамаску, а также (как резюме) обеспечение неприкосновенности территориальной целостности Сирии.
С этим, собственно, и не совсем совпадает точка зрения Вашингтона, который предпочел бы, чтобы курдов не трогали ни Анкара, ни Дамаск (с Москвой и Тегераном). Однако подобная позиция американцев просто невыполнима в том плане, что Турция не будет молча сидеть и терпеть, как у нее под боком курды будут строить независимую государственность "под зонтиком" американцев. Вот и предстоит Путину с Эрдоганом найти какое-то приемлемое совмещение диаметрально противоположных позиций всех трех сторон – России, США и Турции.
Турции спутали все карты в Сирии: Эрдогану придется выкручиваться перед Путиным и Роухани?>>
Что касается остальных вопросов, то разговор в Москве касается также энергетики (не зря присутствует турецкий министр энергетики), "перекрестного" года культуры и туризма одновременно в России и Турции.
Президенты обсуждают также "расширение и совершенствование контактов в сферах образования, науки, культуры и искусства, информации, туризма, по линии институтов гражданского общества двух стран".
Однако главный вопрос – ближневосточный регион и, в первую очередь, ситуация в северных районах Сирии (прилегающих к турецкой границе) после ухода оттуда американских армейских подразделений.