ЕРЕВАН, 28 янв — Sputnik, Ашот Сафарян. Члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не питают особых иллюзий по поводу проекта формирования общего рынка электроэнергии. Об этом свидетельствует хотя бы то, что изначально предполагалось формирование единого рынка электроэнергии, а затем слово "единый" было заменено на "общий". Это означает, что члены Союза намерены идти по пути интеграции своих энергосистем, но при сохранении специфики национальных рынков. Такое мнение выразил в интервью Sputnik Армения эксперт в области энергетической безопасности Ваге Давтян.
Ранее, выступая в Москве по случаю перехода председательства в ЕАЭС к Армении, глава правительства Никол Пашинян назвал создание общего рынка электроэнергии одним из приоритетных направлений для Еревана. По его словам, нужно активизировать усилия по выработке согласованной энергетической политики в рамках ЕАЭС и решению проблем, связанных с дискриминацией при ценообразовании в сфере энергоресурсов.
Как известно, концепции общих рынков электроэнергии, нефти/нефтепродуктов и газа уже утверждены главами государств-участников ЕАЭС. Единые энергетические рынки планируется создать до 2025 года.
По мнению Давтяна, базовая проблема заключается в том, что в странах-членах ЕАЭС очень низкий спрос на импорт электроэнергии. Сегодня лишь в Беларуси наблюдается некоторый дефицит, да и тот вскоре будет покрыт в связи с запуском БелАЭС. В Казахстане динамично развивается электроэнергетическая отрасль, и в ближайшие годы Астана планирует выйти на уровень полного самообеспечения.
Наперекор санкциям: как Иран будет экспортировать электроэнергию в Россию через Армению>>
Что касается России, то здесь генерация в десятки раз превосходит производство остальных членов Союза. При этом в Армении и Кыргызстане — традиционный профицит мощностей. Особенно эта проблема прослеживается в Армении, которая из-за ограниченности экспортных возможностей в условиях профицита не в состоянии обеспечить эффективность своей энергосистемы.
"Вместе с тем вопрос формирования общего рынка упирается в проблему общего рынка газа, без которого общий рынок электроэнергии просто не сможет состояться, так как генерация электроэнергии в ЕАЭС осуществляется преимущественно на работающих на природном газе теплоэлектростанциях", - добавил он.
Из стран-членов Союза лишь Россия и Казахстан добывают газ, следовательно, себестоимость произведенной электроэнергии у них будет значительно ниже, чем в Беларуси, где более 90% генерации осуществляется за счет газа, импортируемого из РФ. То же самое относится и к Армении, где ТЭС производят более 40% электроэнергии.
Исходя из этого, и белорусская, и армянская генерация будут неконкурентоспособными. Именно поэтому Минск призывает сначала запустить общий рынок газа и лишь затем перейти к общему рынку электроэнергии. Примерно аналогичной позиции придерживаются также российские компании, задействованные в производстве электроэнергии, многие из которых единогласно заявляют, что не желают работать в рамках новой модели.
Пашинян едет в Петербург, в ЕАЭС ждут конкретных армянских предложений>>
Наряду с этим в ЕАЭС нет консенсуса также касательно гармонизации национальных рынков по наднациональным правилам. Формирование общего рынка прежде всего предполагает либерализацию.
"В России реформы уже осуществлены, хотя многие представители бизнеса и профессионалы-энергетики то и дело заявляют о наступившем в результате этого кризисе в российской электроэнергетике: участившиеся аварии, сбои, проблемы тарифной политики и т.д. В Казахстане проводится политика выборочной, во многом формальной либерализации. В Армении также начат процесс либерализации, однако он сопряжен с проблемами, связанными преимущественно с громадным кредитным бременем, имеющимся в энергосистеме", - говорит наш собеседник.
Не решив эту проблему и перейдя с таким наследством к либеральной модели, Армения может оказаться в состоянии перманентного энергетического кризиса. В Кыргызстане также либерализация проводится формально: активы разделили, однако продолжают оставаться в собственности государства.
Что касается Беларуси, то здесь власти не торопятся с реформами. Можно предположить, что такая медлительность связана с планируемым запуском БелАЭС, которая должна существенно изменить структуру белорусской электроэнергетики.
Эксперт призывает не списывать со счетов и проблемы, имеющиеся в других секторах энергетической интеграции ЕАЭС: "налоговый маневр" России, повышение Минском тарифов на транзит российской нефти, запрет на импорт российского бензина в Казахстан железнодорожным транспортом. Все это так или иначе будет влиять на диалог сторон также в сфере электроэнергетики.