Как российской пшенице доехать до Армении? Главный зерновик России раскрыл формулу

Армянские поставщики опасаются рублевых контрактов на рынке пшеницы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 29 янв — Sputnik, Арам Гарегинян. Собственной пшеницы Армении для внутренних нужд хватает примерно на треть, остальное республика импортирует. Причем местная пшеница в основном используется для выпечки хлеба в селах и для животноводства. Остальную часть, около 300 тысяч тонн в год, Армения завозит преимущественно из России.

Сколько может стоить сама пшеница, и хватает ли мощностей для ее перевозки? На эти вопросы ответил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, в ходе видеомоста Москва – Ереван с подключением из мультимедийного пресс-центра Sputnik Армения.

Как российской пшенице доехать до Армении? Главный зерновик России раскрыл формулу

Сейчас продовольственную пшеницу отгружают в портах России в среднем по 240-250 долларов за тонну. Это значительно больше, чем было в это же время год назад. Тогда пшеница стоила меньше 200 долларов за тонну.

Причина повышения известна: сильно сократился урожай. В 2018 году собрали в целом около 72 миллионов тонн пшеницы, или на 14 миллионов меньше, чем в 2017-м.

По мере того, как запасы будут сокращаться, аналитики ожидают рост цен. Поэтому сейчас многие фермеры-зерновики придерживают зерно, чтобы продать его весной, на пике цены.

На стоимость зерна будет влиять и курс рубля к доллару. Если рубль продолжит укрепляться, то импортерам пшеницы придется за нее переплачивать.

Атаев о сокращении паромных перевозок: импорт зерновых в Армению может прекратиться

А на южном направлении на стоимость пшеницы давит еще и высокая плата за отгрузку в черноморских портах (откуда она идет в Армению). Здесь цены выше, чем в среднем по России, потому что в портовых терминалах пока не хватает конкуренции. Плата на перевалку грузов в черноморских портах в полтора-два раза выше уровня мировых цен.

"Но сейчас там строятся новые мощности. Чем больше терминалов, тем больше будет конкуренция, и тем ниже цены. Но останется вопрос с железной дорогой. Здесь пока не хватает пропускной способности, и составы с зерном, в сезон урожая, иногда простаивают", - отметил Злочевский.

Есть и факторы, которые могут смягчить цену. Например, сделки по пшенице, вывозимой в Армению, заключаются в долларах и зависят от колебаний его курса и к рублю, и к армянскому драму. Правда, рублевых контрактов армянские поставщики опасаются – опять же из-за колебаний курса.

"Российских поставщиков устраивают поставки и в долларах, и в рублях. Если есть возможность рассчитываться в рублях, надо ее обсуждать. Риски можно закрыть хеджированием, просто к этому еще не привыкли. Поэтому в основном российские экспортеры рассчитываются в долларах", - пояснил глава Российского зернового союза.

За дело взялись переговорщики: что решат Ереван и Тбилиси по запрету на ввоз пщеницы?>>

Напомним, в последние годы Армения начала все больше импортировать пшеницу автотранспортом вместо железной дороги (особенно из южных регионов России). Власти Грузии ранее намеревались закрыть проезд через свою территорию машин с зерновыми и мукой. Запрет касался машин из всех стран и прямо против Армении направлен не был. По итогам переговоров с грузинскими коллегами, запрет пока отложен.

Со своей стороны, "Южно-Кавказская железная дорога" (дочерняя компания РЖД, работающая в Армении) согласилась снизить тарифы на доставку пшеницы из черноморских портов Грузии. Учитывая все эти факторы, роста цен на муку в Армении пока не ожидается.