Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Вопросов касательно внедрения Евросоюзом финансового механизма для торговли с Ираном в обход санкций США на сегодня гораздо больше, чем ответов. Не совсем ясно, предусмотрена ли возможность для подключения к структуре "третьих, неевропейских" стран? Непонятно, будет ли со временем расширяться список товаров, на которые распространяется европейская модель банковского механизма? Или в списке изначально заложены лишь лекарства и фармацевтическая продукция, медицинские приборы и оборудование, сельскохозяйственные продукты?
И самое главное — многие из европейских стран, невзирая на наличие механизма INSTEX, все равно опасаются торговать с Ираном. Бояться навлечь на себя гнев заокеанского патрона в лице Соединенных Штатов, ведь Вашингтон все время заявляет о необходимости ужесточения санкций и выступает сторонником закручивания гаек.
В любом случае следует понимать, что Тегеран получил-таки определенное экономическое послабление. Сейчас иранское правительство имеет возможность несколько успокоить социальную напряженность на внутриполитических подмостках, где ситуация действительно была почти аховая. Вплоть до того, что на днях о сложности экономической ситуации в Исламской Республике говорил президент Хасан Роухани, а это весьма нетипично для руководства этой страны.
Европейцев, которые хоть и с проблемами, сложностями, но смогли все же запустить INSTEX, понять можно. Европейскому бизнесу действительно очень хочется начать торговать с Ираном: 80-миллионный потребительский рынок манит огромными возможностями.
Вот что нефть животворящая делает, или У кого шкурные интересы в Венесуэле>>
Страна нуждается в высоких технологиях, развитии машиностроения, в продовольствии. И в то же время у иранцев есть чем за все это платить – запасы энергоресурсов этого государства колоссальны.
Другое дело, что американцы, конечно же, внимательно, сквозь лупу отслеживают все шаги европейских союзников и, конечно же, не дадут развернуться тем настолько, чтобы Иран смог наконец-то спокойно задышать.
История с иранской нефтью — яркий тому пример. Американцам в любом случае удалось сократить как минимум наполовину (и даже больше) объемы продаваемой на международном рынке энергоносителей иранской нефти. И удавку все еще продолжают затягивать.
Однако есть еще одно обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов, говоря о том, почему те же американцы позволили европейцам запустить финансовый механизм INSTEX. Как ни удивительно, дело тут в России, на которую (ну и частично на Китай) делает ставку Иран.
По большому счету только Россия и позволяет себе совершенно не считаться с "нефтяными" санкциями, которыми опутал иранцев Вашингтон. Да и не только "нефтяными".
Обострение между Ираном и ЕС: как американцы умело играют дубинкой, кнутом да пряником>>
Если затягиваемая удавка будет касаться также таких жизненно необходимых товаров, коими являются медикаменты, продовольствие и так далее, то влияние России над Ираном возрастет до недопустимых для Запада масштабов. Это не устраивает ни европейцев, ни Соединенные Штаты Америки.
Так что можно не сомневаться: это обстоятельство служит одной из основных причин согласия американцев на некоторые послабления санкционной политики в отношении Ирана. В ином случае США продолжали бы продавливать свою жесткую политику удушения.