Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Приезд в Ереван Шахина Гаджиева, редактора азербайджанского ресурса Turan, вызвал живой отклик и в Армении, и в Азербайджане. У нас бурные обсуждения в обществе и соцсетях еще продолжаются и, видимо, продолжатся уже в связи с впечатлениями о поездке, которые изложил Шахин Гаджиев на сайте своего ресурса.
Собственно, то, что мы пока прочли, относится к посещению Гаджиевым Музея-института Геноцида армян и краткому изложению традиционных позиций турецкой политики отрицания Геноцида. Точка зрения господина Гаджиева во многом ясна, практически во всем совпадает с тем, что и ожидалось, а для того, чтобы выслушать другую сторону, Sputnik Армения обратился к руководителю Музея Арутюну Марутяну.
Но вначале о словах Гаджиева. Он пишет, что после получения аккредитации МИД Армении было направлено обращение к директору мемориала Арутюну Марутяну с просьбой об интервью на тему "событий 1915 года". Господин Марутян пригласил посетить музей, но от интервью отказался, сообщив, что на все вопросы ответит сотрудник.
В музее, по словам Гаджиева, экскурсовод заявила, что только представит экспонаты, и на все вопросы отвечала кратко: "Не знаю", "Не могу сказать". Гаджиев говорит, что часть экспозиции снимать было запрещено. "Это экспонаты из частных коллекций и их владельцы против того, чтобы их снимали", - сказала гид. А посещение музея проходило под зоркими взглядами сотрудника службы безопасности — в изложении редактора Turan ситуация выглядит так, будто его сопровождал агент спецслужб.
Если Геноцид ложь, почему Эрдоган 5 лет соболезнует армянам - Пайлан>>
Далее Гаджиев обращается к историческим вопросам, замечая, что тема 1915 года присутствовала во всех интервью с политиками и общественными деятелями Армении. Пообщавшись с ними, Гаджиев делает такое замечание: "Любой народ, борющийся за независимость с оружием в руках, гордится пролитой кровью и не скрывает, что воевал и принес в жертву жизни своих граждан. У армян несколько иначе: "турки просто убили полтора миллиона безвинных жертв — женщин и детей", - пишет он.
А на вопрос, почему армянские военнослужащие повернули оружие против своего правительства и стали помогать России, какую роль играли западные державы, подталкивавшие армян к восстанию, снабжавших мятежные отряды оружием и деньгами, по словам Гаджиева, следует крайне бурная и негативная реакция армян, и звучит один ответ: турки давно планировали уничтожение армянского народа, чтобы очистить Турцию от христиан.
Руководитель Музея Арутюн Марутян дал подробные объяснения по каждому из пунктов, озвученных Шахином Гаджиевым. Марутян рассказал, что азербайджанские журналисты (в музее Гаджиева сопровождали еще пара человек) обратились к нему с просьбой посетить музей, произвести съемку и потом дать интервью на тему "событий 1915 года".
С визитом в музей проблем никаких не было, а по поводу съемки Марутян ответил, что далеко не все экспонаты можно фотографировать, и это касается всех посетителей, а не только азербайджанских журналистов. Для сравнения Марутян привел в пример музеи Холокоста (в Вашингтоне, в частности), где снимать запрещено вообще и категорически. Более того, разрешение снимать некоторые экспонаты азербайджанские гости должны считать жестом доброй воли по отношению к ним.
Турция резко ответила на решение Макрона об учреждении Дня памяти жертв Геноцида армян>>
Отказ от интервью, по словам Марутяна, вызван двумя причинами. Во-первых, в день посещения музея Гаджиевым он участвовал в важной встрече, которая была запланирована еще до обращения азербайджанских журналистов. Во-вторых, честно признает Марутян, он и не хотел этого интервью. Руководитель музея объясняет, почему.
"Уже тридцать лет мы видим и читаем, как агентство Turan распространяет ту или иную лживую информацию (по темам, связанным с Арменией и армянами. – ред.), как оно манипулирует этой информацией. Поэтому у меня не было уверенности, что мои слова будут переданы в точности, что они не будут искажены. И такое отношение – следствие их же действий", - сказал Марутян.
По поводу якобы отказывавшейся от ответов на вопросы сотрудницы музея, экскурсовода, Марутян заявляет, что была договоренность об ответе на все вопросы, но с условием, что они относятся непосредственно к экспозиции. В итоге без ответа остался один-единственный вопрос Гаджиева.
А "представителем спецслужб с зорким взглядом" оказался обычный сотрудник музея: их всего трое, тех, кто сопровождает группы в любом музее мира. Да, он подсказывал экскурсоводу, что конкретный экспонат нельзя фотографировать, но это обычная практика, а вовсе не "меры безопасности" специально к приезду бакинских гостей.
Затем Марутян перешел к исторической части повествования Гаджиева. Непонятно, с кем разговаривал Гаджиев и кто в Армении ему ответил, что "турки просто убили полтора миллиона безвинных жертв — женщин и детей". Марутян говорит, что здесь есть лишнее слово – "просто", убивали не "просто", а по тщательно разработанной и четко реализованной программе.
Отсюда же растут ноги и другой лжи — будто "армянские военнослужащие повернули оружие против своего правительства". Получается, что армянские военные подняли восстание против османского правительства. На самом деле военных-армян было около 60 тысяч, они были распределены по разным воинским соединениям, не было никаких национальных, армянских подразделений.
"Договор" бабушки Аракси с Богом: только Турция может исполнить мечту армянки>>
Армян, служивших в османской армии, разоружили, составили из них рабочие отряды, а потом почти всех уничтожили. Другое дело, что те единицы, которым удалось спастись, влились в армянские отряды самообороны и воевали с турками. И это были именно отряды самообороны, которые именно оборонялись, а не помогали России и уж тем более не снабжались деньгами западных держав.
Марутян советует господину Гаджиеву учесть разницу в значениях слов "самооборона" и "восстание", она существенна. И если на тебя нападают, ты вынужден обороняться, это очевидно и естественно. Вообще, миф об "армянском восстании" против Османской империи – выдумка идеологов турецкой политики отрицания.
В заключение Арутюн Марутян напомнил, что он давно предлагает дополнить формулировку названия дня 24 апреля – "День памяти жертв Геноцида армян и героев оборонительных боев". Так истина полнее, говорит Марутян, иначе и вправду создается образ жертвы в лице армянского народа, но армяне ведь еще и защищались, и делали это порой очень неплохо.
Поблагодарим господина Марутяна и повторим: да, турки планировали Геноцид армян, планировали заранее.
И еще одно наблюдение, уже собственное. Вы не замечали, что турецкая сторона оправдывает Геноцид "восстанием армян против османов"? Восстания не было, но даже если бы оно, допустим, и было, разве это оправдание геноциду целого народа?
С XI века, когда в Малой Азии появились тюрки, предки тех, кто впоследствии (с посторонней помощью) создал Османскую империю, все свои вопросы с соседями они стремились решать уничтожением всякого, с кем возникали противоречия. Это подтвердят далеко не только армяне, но и греки, болгары, арабы, курды, езиды, ассирийцы…
Простите, если кого забыл, слишком уж список длинный.