Иранский камень в турецкий огород: что не поделили Роухани и Эрдоган на саммите в Сочи

Идлибская проблематика наравне с согласованием сирийской конституционной комиссии была одной из основных тем, которые на саммите в Сочи обсуждали президенты Путин, Роухани и Эрдоган. В итоге подписано совместное заявление, и, что самое главное, все стороны подтвердили готовность и впредь укреплять сотрудничество в рамках астанинского процесса.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Идлибский узел действительно может превратиться в камень преткновения для стран-гарантов астанинского процесса, поскольку именно на этом участке в первую очередь сталкиваются интересы России, Ирана и Турции в вопросе Сирии. Вернее даже так – Анкара на самом деле держит камень за пазухой, рассчитывая, что сможет использовать тяжелую ситуацию, складывающуюся в провинции Идлиб, в своих целях. А цели у турок ясны – добиться того, чтобы на ближайшее время (речь о ближайших годах) под их контролем остались уже захваченные участки сирийской территории. А там уже, как говорится, куда кривая вывезет.

Откровенный саботаж Эрдогана

Может, действительно получится так, что ситуация в стране, равно как и геополитическая ситуация, связанная с регионом, резко изменится, и тогда можно будет присоединить к своей территории, например, провинцию Африн, а то и вообще Идлиб с частью Алеппо.

Нужно размещение сил Сирии на границе: выпады Роухани против США с саммита в Сочи

Видимо, именно поэтому и обязательства, которые в прошлом году, на встрече с президентом России Владимиром Путиным взял на себя лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, не были выполнены. Ведь тогда речь шла о том, что в Идлибе Турция должна была размежевать боевые формирования террористических организаций от гражданского населения, определить, кто из них враг, а кто друг, взять под свой контроль провинцию и передать ее управление Дамаску. Все это должно было быть сделано в предельно короткие сроки – помнится, речь шла об октябре прошлого года.

Турция тогда обязалась взять под контроль всю идлибскую зону деэскалации. Потом, пользуясь силами протурецких группировок, на которых Анкара имеет серьезное влияние, турки должны были вытеснить с территории провинции окопавшиеся там отряды Джебхат ан-Нусра и остатки Исламского Государства (террористические организации, запрещенные в России и ряде других стран. - ред.).

Террористов устранить, беженцам помочь и еще кое-что: месседжи Путина на саммите по Сирии>>

Протурецкие военные группировки периодически терпят поражения именно в Идлибе

Турки с задачей не справились – не смогли, или не захотели. Ясно одно – террористический анклав прямо в сердце Сирии все еще существует и периодически "показывает зубы" той же турецкой армии. И если бы не внутренние конфликты между террористами-боевиками, окопавшимися в Идлибе, если бы они смогли договориться и действовать против турецких кадровых частей, то еще неизвестно, чья бы взяла. Во всяком случае, протурецкие вооруженные группировки в борьбе за контроль над территорией провинции периодически терпят поражение от боевиков-террористов.

Иран — об Израиле, турки — о курдах: почему саммит по Сирии в Сочи так важен для Армении

На сочинском саммите достаточно жестко высказался иранский президент Хасан Роухани.

"На предыдущем саммите мы уже обсуждали, каким образом провести очищение Идлиба, чтобы гражданскому населению не был причинен ущерб, как размежевать их от террористов, какой механизм выработать. Однако этот механизм до сих пор особого влияния не имел. И мы сегодня опять обсудили, что имеется в виду под прекращением боевых действий, под деэскалацией… Но это временная мера. Террористы должны быть выгнаны из этого региона", – сказал иранский лидер на совместной пресс-конференции.

Понятно, что высказывание Роухани – это откровенный камень в огород турецкого коллеги, на который тот, по большому счету, ответить не мог. Во всяком случае в своем выступлении турецкий лидер сконцентрировал внимание аудитории отнюдь не на быстром освобождении идлибской провинции от террористов и на переподчинении территории Дамаску.

"Еще не все задачи решены": Путин о роли России и Турции в межсирийском диалоге>>

Он говорил только о необходимости сохранить там режим перемирия. Причем о том, какой срок пытается выторговать турецкая сторона, не было сказано ни слова.

Курдский фактор, которого Анкара боится, как черт ладана

Зато Эрдоган открытым текстом выставил своим коллегам условие, только и только при котором возможна безоговорочная территориальная целостность всей сирийской территории. И условие это, как и следовало ожидать, – Манбидж, который находится под контролем курдских боевых формирований. Именно их и боится Эрдоган, как черт ладана. Поскольку понимает, что иметь в своем (турецком) южном подбрюшье курдскую автономию – смерти подобно.

Армянский долг платежом красен: почему США так нервно отреагировали на миссию в Сирии

А ведь известно, что официальный Дамаск уже ведет серьезную договоренность с курдскими племенами касательно предоставления им широкой автономии. Ну, если согласятся подчиниться сирийским властям. Курды на подобный расклад, видимо, согласны.

Поскольку понимают, что после вывода отсюда американских военных сил рискуют остаться один на один с кадровыми военными формированиями турецкой армии, сражаться с которыми они не в состоянии.

Понимают это и в Москве, и в Тегеране. Не зря иранский президент Роухани в своем выступлении специально упомянул и курдов, сказав, что сирийские курды – это такие же граждане Сирии, как и все остальные., и что их права, конечно же, в послевоенной Сирии должны быть соблюдены.

"Важно позволить сирийцам принять решение о своем будущем… Курды тоже являются неотъемлемой частью Сирии, Сирия имеет один народ, а не два", — подчеркнул он.

В общем, именно иранский лидер откровенно одернул турецкого коллегу. И лишь в конце своего заявления сказал, что, конечно же, должна быть обеспечена также и безопасность соседних стран – в том числе и Турции.

Цирк уехал, а клоуны... Почему на антииранском саммите в Варшаве будет лишь второй эшелон>>

Как бы то ни было, несмотря на дипломатическую пикировку Роухани и Эрдогана, саммит прошел достаточно результативно. Во всяком случае, как сказал российский президент Путин, эффективность совместной работы в астанинском формате налицо, поскольку уже доказана его продуктивность.

А идлибский узел, кажется, действительно будет разрублен в ближайшее время. Во всяком случае министр обороны России Сергей Шойгу, комментируя результаты сочинского саммита, высказался весьма конкретно. Обязательно будет поддерживаться режим прекращения огня, сказал он, однако это не значит, что стороны будут мириться с присутствием в районе Идлиба террористических группировок. Уже выработаны конкретные практические шаги, которые Россия, Турция и Иран предпримут для полного уничтожения террористического очага.