Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Сейчас Анкара откровенно оказалась между двух огней. С одной стороны ее притесняет коллективный Запад (США и Евросоюз), с другой – победившие в сирийской разборке Россия и Иран. И не стоит обманываться тем, что Турция является одной из трех стран-гарантов астанинского процесса, на который Дамаск, Москва и Тегеран возлагают серьезные надежды в плане политического урегулирования, а оно, собственно, действительно не за горами.
Кость в горле у Анкары, за которую отвечать придется перед США
Ну, что касается американцев с европейцами, то с ними все ясно. Турки предпочли российские ЗРК С-400 американским "Патриотам". Анкара договорилась с Москвой касательно строительства газопровода "Турецкий поток" и атомной станции Аккую. Сделала все возможное, чтобы Россия вновь разрешила экспортировать на свою территорию турецкие помидоры и прочие овощи и фрукты. Разрешила увеличить поток своих туристов, от которого во многом зависит турецкая экономика.
А еще Анкара на сирийском треке выступила совместно с главными геополитическими противниками США – Россией и Ираном, а этого американцы, наверное, никогда не простят. Ведь проигрыш Соединенных Штатов в Сирии может оказаться фатальным по всему Ближнему Востоку хотя бы потому, что Вашингтон откровенно предает своих основных союзников – курдов. На Ближнем Востоке об этом предательстве будут помнить десятилетиями.
А ведь на самом деле именно турецкая позиция касательно курдов заставила американцев поступить именно так, оставить своих друзей на сирийской территории на произвол судьбы. Ведь изначально, еще до решения американцев о выводе своих войск с сирийской территории, уже было понятно, что первым, кто попытается воспользоваться этим, будет именно Анкара, для которой курдские анклавы на северо-востоке Сирии давно уже застряли костью в горле.
Вашингтон в этом плане, видимо, не совсем четко все рассчитал. Надеялся, что перед общим врагом – Башаром Асадом – на сирийском треке им удастся примирить турок и курдов. Серьезное заблуждение, показывающее, насколько далеки американские аналитики от ближневосточной реальности и специфики. Турки и курды никогда не примирятся, поскольку в той же Анкаре отлично понимают, что наличие курдского анклава в своем южном подбрюшье, на сирийской территории, – это почти что стопроцентный шанс для начала серьезных столкновений с курдами турецкими. А оттуда и до гражданской войны недалеко.
Посол России: высоко ценим участие Армении в гуманитарной миссии в Сирии>>
Как бы то ни было, американцы в Сирии откровенно проигрывают все и вся, и Турция несет за это определенную вину. И мстить за это своим бывшим натовским союзникам Соединенные Штаты будут не на шутку. Уже начали.
Удары на турок сыплются с двух сторон — и с Запада, и с Востока
На днях Конгресс уже пробил, можно даже сказать, продавил решение о запрете на поставки новых евро-американских истребителей F-35 за то, что Анкара не отказывается от договоренности с Москвой по закупке С-400. Решение Конгресса уже легло на стол президента США Дональда Трампа.
Американцы уже отказались отдать туркам свои 20 небольших военных баз, размещенных на сирийской территории. А это значит, что этими военными инфраструктурами и всем вооружением (которого США поставили в зону конфликта немерено) завладеют курды. Видимо, Вашингтон пытается хоть этим смягчить имиджевый удар, который получает из-за того, что бросает на произвол судьбы союзников, на которых делал основную ставку.
С другой стороны, достаточно жесткий удар, можно сказать даже, пощечину, получил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган от своих нынешних союзников по вопросу Сирии (конкретнее – от президента Ирана Хасана Роухани) в Сочи, где шел серьезный разговор об Идлибском анклаве. Понятно, что на трехстороннем сочинском саммите президенты не руками размахивали и дрались. Однако та жесткость, с которой выступал Роухани касательно Идлиба, многого стоила.
Ведь иранский президент сказал, что разборка с идлибской провинцией недопустимо растянулась, и этому пора положить конец. А если вспомнить, на какие сроки соглашался Эрдоган, лишь бы идлибскую зону деэскалации "отдали" ему, то все становится более чем понятным. Помнится, на встрече президента России Владимира Путина с турецким президентом речь шла об октябре прошлого года – а воз и ныне там. Турецкие войска не смогли сделать ничего для освобождения провинции от засевших здесь остатков террористических организаций.
Миссия в Сирии - это суверенное решение Армении: сенатор Морозов>>
Между тем в политике порой все бывает даже жестче, чем, скажем, в воровских или мафиозных разборках. Обещал сделать в срок, не смог – отвечай в полной мере. И своими преференциями, на которые, собственно, рассчитывал на подмостках большой политики.
И сейчас уже речь идет о совместной операции, в которой, кажется, совместно с турецкими кадровыми частями будут задействованы и сирийская армия, и иранские добровольческие отряды. И даже российские Военно-космические силы (ВКС). А это значит полное поражение политики Эрдогана на сирийском плацдарме.
Плюс к тому, туркам не удалось достичь согласия со своими союзниками по астанинскому формату (Россия, Иран) ни касательно Манбиджа, ни касательно тридцатикилометровой зоны, о которой Анкара, вроде бы, договаривалась с Вашингтоном. Эта зона безопасности должна была отделить турок от курдов, и контролировать ее, по плану договорщиков, должны были западные военные. Речь шла и об американцах (несмотря на официальный вывод войск). Однако главная роль была уделена британцам и французам.
Армения пришла в Сирию к "шапочному разбору", но армянский фактор сыграть сможет
Впрочем, не тут то было. Москва, Тегеран и, самое главное, Дамаск на зону безопасности согласились, однако при условии, что территория будет американцами официально сдана под контроль сирийской армии. Американцы на это, конечно, не согласятся, поскольку это значит уже окончательно подписаться под своим поражением. Ведь они надеются, что уходя, все-таки сумеют создать для своих союзников-курдов ситуацию, при которой те смогут закрепиться на сирийской территории, на левобережье Евфрата, и расколоть территориальную целостность Сирии…
Так что требование сдать территории Дамаску – это еще и оплеуха американцам, которую они уж точно Турции не простят. Анкару ждут тяжелые времена, поскольку тяжело быть слугой двух господ. Тем более что сам Башар Асад называет Анкару "мелким слугой Америки". То есть тут все обо всех все знают…
Геворкян: американцы стараются не потерять лицо в курдском вопросе>>
А если к этому добавить и новый фактор – наличие небольшой группы армянских саперов и военных врачей. Наши, правда, подоспели лишь к "шапочному разбору". Если точнее, помогать и своему союзнику Дамаску, и местной армянской диаспоре откровенно опоздали. Но ведь лучше поздно, чем никогда, верно?
Однако наличие армян на территории города Алеппо, который Турция в какой-то момент считала чуть ли не своей, настроения Эрдогану, конечно же, не добавит. Кто его знает, во что в итоге может вылиться наличие в Сирии солидной армянской диаспоры, за которой (и это уже очевидно) стоит самостоятельное независимое государство – Армения? Ведь предстоят значимые политические разборки на политических подмостках и в Астане, и в Женеве, да и до Совбеза ООН, видимо, дело дойдет.
Пожалуй, именно поэтому в последние дни и сам Эрдоган, и его высокопоставленные чиновники стараются почаще упоминать Армению. И карабахский конфликт, и события 1915 года, и армянских беженцев из Сирии упоминают. И тех, кто, видимо, действительно поехал в Турцию из Армении, на заработки. А еще ни с того, ни с сего начали военные учения буквально в зоне видимости вдоль армяно-турецкой границы, в провинции Карс.
То есть определенная активность Анкары уже на нашем, местном политическом треке налицо. И не исключено, что связана эта активность с появлением Армении (хоть и только в виде гуманитарной помощи братской Сирии) на сирийском плацдарме. Можно, конечно, посчитать эту связь конспирологией, однако мы же знаем, что в глобальной политике, а уж тем более в геополитике ничего случайного не бывает.