ЕРЕВАН, 28 фев — Sputnik. Несущийся на полной скорости ржавый трап от старого ИЛ, который врезался в итоге в самолет МИД Германии из-за пьяного в стельку водителя; Михаил Саакашвили, бегающий в белых панталонах в пять утра на площади с митингующими, разборки с КГБ и спецназовцами, горячие точки, а также работа с людьми, которые, как покажет время, были гениями, — это минимум с чем сталкиваются журналисты в своей работе. Об этом заявил в пятницу оператор Первого канала (РФ) в Армении Левон Григорян на мастер-классе для студентов Российско-Армянского университета в рамках нового модуля образовательной программы SputnikPro в мультимедийном пресс-центреSputnik Армения.
В ходе мастер-класса на тему "Новости для телевидения: опыт работы" Левон Григорян или "Большой Лёв", как его представил руководитель Sputnik Армения Дмитрий Писаренко, рассказал студентам не только об особенностях выбранной ими профессии, но и ряд примечательно-поучительных случаев из своего опыта.
"Мне повезло, я счастливый человек, ибо полюбившему нашу профессию судьба дарит множество невероятных встреч, впечатлений, каждый день приносит нечто новое, обогащает, и, достигнув определенного возраста, любой из нас может засесть за мемуары", - вдохновил начинающих журналистов Левон Григорян.
Он рассказал об особенностях работы оператора в целом и оператора корпункта зарубежного СМИ в частности, о сложностях, которые возникают в условиях одиночной деятельности.
"В нашем деле важна слаженная, командная работа журналиста и оператора, умение чувствовать друг друга в процессе съемок, поскольку каждый по отдельности не может охватить все: нельзя снимать, слушать, видеть и писать одновременно. Это можно делать лишь изредка. Сложно работать универсальным журналистом постоянно", - сказал Григорян, в шутку добавив, что современной молодежи, освоившей прямые эфиры через соцсети и искусство селфи, безусловно, куда легче справиться с такими задачами.
Левон Григорян рассказал о своей работе с известными личностями, о том, как он снимал выставку Сергея Параджанова в 1985 году, но лишился всех кадров после встречи с сотрудниками КГБ; отметил, что ему довелось работать с людьми, которые были гениями, в том числе с Фрунзиком Мкртчяном и многими другими. Объяснил он студентам и специфику работы оператора государственного канала, который дает официальную точку зрения событий, указал на тонкую грань, разделяющую его от коллег, которые более свободны в своих действиях.
Обратился он и к сложностям работы в горячих точках и кризисных ситуациях, например, во время взятия парламента или 1 марта 2008г, а также рассказал про карабахскую войну.
"Мы каждую минуту искали правду, чтобы показать миру истину, то, что происходит на самом деле", - сказал Григорян, напомнив, что они с Дмитрием Писаренко — по сути фронтовые друзья.
Левон Григорян вспомнил и курьезы. Так, во время Революции роз в Грузии он в пять утра сумел снять приезд на площадь с митингующими кортежа Эдуарда Шеварнадзе, его общение с народом и попытки молодого тогда Михаила Саакашвили всячески помешать этому. Саакашвили бегал в белых панталонах, орал что-то по-грузински, залезал на машины, охрана его убирала и высаживала подальше, а он все равно возвращался, и весь этот курьезный процесс стал эксклюзивным видеоматериалом, рассказал Григорян. По его словам, сразу после того, как он пришел к себе, 30 человек стали вламываться к нему с предложением купить видеокассету за любую сумму, однако он ее не отдал.
"Такие фантастические кадры надо успеть заснять, главное — не упустить неожиданное и суметь вовремя передать материалы в редакцию", - сказал он, добавив, что в эпоху отсутствия интернета все было куда сложнее, хотя и сейчас эти технические проблемы могут носить как объективный, так и субъективный характер, сочетаться с цензурными запретами и ограничениями от соответствующих органов.
Правда, признался опытный оператор, однажды после задержания он сумел объяснить офицеру органов безопасности, что лучше сопровождать снятые материалы нужными комментариями, нежели пытаться блокировать информацию. "И тут офицер сказал: а знаете, он прав, и ситуация изменилась", - отметил Григорян, добавив, что в жизни представителей медиа могут случаться не только аресты, но и другие опасные моменты.
"Если ты выбрал эту профессию, то всё — ты должен нести свой крест", - резюмировал Григорян, которого студенты буквально засыпали после этого вопросами.
О важности визуального контента говорил также фотокорреспондент информационного агентства и радио Sputnik Армения Асатур Есаянц в ходе состоявшегося в рамках второй части сегодняшнего модуля тренинга на тему "Навыки фоторепортёра: что нужно делать на месте событий?''.
Показав презентацию, посвященную Апрельской войне 2016 года, захвату полка Патрульно-постовой службы полиции Армении в июле того же года, "бархатной революции" весной 2018 года, а также крупным мировым культурным событиями, Есаянц обратил внимание студентов на одно ключевое в любых ситуациях обстоятельство.
"С одной стороны, нужно не обращать в работе внимания на бытовые мелочи, например, слякоть, дождь и тому подобное, а с другой — нужно научиться видеть детали, которые надо показать и которые многое могут рассказать о происходящем", - сказал опытный фотограф, напомнив, что не менее важен контекст к снимку и месседж, который будет его сопровождать.
В этом контексте он продемонстрировал фотографию, снятую в Апрельскую войну: ягненок рядом с воронкой от разорвавшейся бомбы.
"Хозяин ягненка произнес слова, которые меня потрясли: повсюду была смерть, а я принимал роды, я решил, что ягненок должен родиться, поскольку в этом было что-то символичное", - рассказал Асатур Есаянц.
Говоря о сложности работы в кризисных ситуациях и горячих точках, Есаянц отметил, что "война дронов" в апреле 2016г. в Карабахе показала: отношения военных и журналистов будут осложняться с развитием технологий, поскольку неясно, насколько в целом допустима передаваемая представителями медиа любая информация, без разбору, работа журналистской техники в том или ином участке, ведь все это может нанести непоправимый вред. Вот и встает дилемма — быть просто журналистом и выполнять свою работу или думать о духовных ценностях, моральных нормах и нравственном долге, чтобы не прослыть предателем и вредителем. Кроме того, посоветовал фотограф, в кризисных ситуациях, насколько возможно, нужно избегать конфликта и конфронтации с правоохранителями и людьми в форме, реагировать на их требования максимально спокойно и конструктивно.
Молодым журналистам, которые наперебой задавали вопросы, Есаянц дал несколько важных рекомендаций: "Старайтесь думать об одной фотографии, которая расскажет все о событиях целого дня, нескольких часов, своеобразном фото-заголовке. Это сложно сделать, а иногда не получается вовсе, но это самые ценные кадры".
"Изменять себя, не изменяя себе, — это главный принцип для журналиста путь заработать, не потеряв лица. И еще помнить, что свобода информации не значит вседозволенность", - сказал Есаянц, который рассказал также о специфике работы в фэшн-индустрии, шоу-бизнесе, авторском праве и многом другом.
Отметим, Левон Григорян — оператор, и. о. руководителя Ереванского корпункта Закавказского бюро ОАО Российской телекомпании "Первый канал". Выпускник Московского Высшего института телевидения при Гостелерадио "Останкино"; 1991-1993 оператор программы "Вести" телеканала РТР (Россия), сотрудничество с телекомпаниями "Би-Би-Си", "Скай ньюс" (Великобритания), "Си-Эн-Эн" (США).
Напомним, международный проект SputnikPro стартовал в марте 2018 в Минске, а в апреле того же года впервые прошел в Ереване. К сегодняшнему дню SputnikPro успешно прошел во многих странах и получил высокую оценку медиасообщества. Участие в образовательной программе SputnikPro бесплатное.