Студент Российско-Армянского университета Ваге Абовян, специально для Sputnik Армения
Беседа с участниками групп The Hiwave и The Charger прошла, как говорится, в расширенном составе. Мыслями и идеями относительного прошлого, настоящего и будущего армянской андеграунд-сцены поделились Арман Сафарян (The Hiwave, Werewolf), Гамлет Штикян (The Hiwave), Грачья Ованнисян (The Hiwave, Like in Syberia, Foxencat), Арег Апресян (Werewolf, The Charger).
Арман Сафарян, говоря об армянской рок-сцене особенно на фоне последних развитий в стране, отметил, по его словам, "довольно печальную тенденцию – падение общественного интереса к андеграундной жизни".
"Речь идет, например, о закрытии заведений, где эта жизнь в общем и "кипела". Подобная тенденция была заметна и год назад, но сейчас темпы выросли. Мне не раз приходилось слышать, что многие считают рок-музыку музыкой протеста, и в связи с тем, что в стране произошла революция, у музыкантов более нет для такой темы места. Но давайте на минутку вспомним, что рок-музыка сама по себе изначально не являлась музыкой протеста. Музыка Элвиса Пресли, ранних Beatles или Rolling Stones — это музыка любви и жизни, где протест отсутствует. Даже если представить, что отождествление протеста и рок-музыки корректно, то не стоит забывать, что инакомыслие и протест всегда идут бок о бок с изменениями, для них есть место всегда", - сказал Сафарян.
По его словам, еще одна актуальная проблема заключается в том, что армянское общество зачастую относится к музыкантам, как к "заказным певцам".
"Когда речь идет об "авторском концерте", очевидно, что музыканты будут играть собственные песни, а люди часто не понимают, куда приходят. Простая аналогия: ты не можешь пойти на выставку картин Пикассо и возмущаться, почему там нет картин Мартироса Сарьяна. Тут то же самое: концерт – это своеобразная музыкальная выставка. Но как владельцы, так и посетители заведений этого зачастую не понимают, за определенную плату просят музыкантов играть несоответствующую их творчеству музыку. Это может оставить только негативное влияние. Когда деньги начинают играть ведущую роль, искусство превращается в ремесло. Но будем честны, энтузиазм часто уступает место кошельку, который не всегда позволяет музыкантам развиваться в нужном направлении", - сказал Арман Сафарян.
Музыканты рассказали и о некоторых особенностях проведения в Армении крупных мероприятий и фестивалей. Арег Апресян вспомнил последний день августа прошлого года.
"В центре Еревана у Лебединого озера была установлена большая, полностью оборудованная сцена. Самое печальное, что организаторы не пригласили музыкантов, действительно имеющих потребность в подобных площадках, а сцена весь день так и простояла, иногда туда поднимались и танцевали, немного пели. Очень важно наличие опыта игры на более или менее серьезных сценах, которого почти что нет. Обратная связь между слушателем и музыкантом играет решающую роль в развитии и прогрессе искусства", - сказал он.
По словам ребят, это не единичный случай. Например, ежегодный фестиваль, посвященный празднику Эребуни-Ереван, который проходит у кинотеатра "Москва", примечателен тем, что из года в год там играют одни и те же люди.
"Просто непонятно, почему организаторы не дают возможности новым музыкантам показать себя. Если мы плохо выступим, то скатертью нам дорога, они практически ничем не рискуют. За все годы нашей активности мы ни разу не получили приглашения принять участие в подобном фестивале", - сказал Арман Сафарян.
В свою очередь Гамлет Штикян заявил, что армянскому андеграунду требуется сильный толчок, "бум". "Нужна инициатива, кто-то должен рискнуть, чтобы другие подтянулись. Взять на себя ответственность за революцию в сфере, и показать, что эксперимент не представляет собой никакого риска. Помочь музыкантам найти консенсус как между собой, так и с публикой", - сказал он.
Грачья Ованнисян же считает, что "все трудности идут из одной сквозной проблемы — несоответствие Армении мировому ритму".
"И речь идет о музыке в общем, а не об отдельных ее течениях. Обращаясь к рок-музыке, становится понятно, что она уже не главенствует в мире, и музыканты, которые являются творцами по своей натуре, не жалуются, а находят новые пути развития, но у нас проблема выходит далеко за рамки культуры и искусства. Армянское общество и государство, будучи еще очень консервативными, но при этом стремящимися не отставать от мира, пытаются адаптироваться к тем идеям и ценностям, которые часто противоречат "нашим догматичным установкам". Это приводит к сочетаемости несочетаемого", - сказал музыкант.
По его словам, в Армении андеграундная рок-музыка делится на два типа. "Первый — старая, стереотипная музыка, предполагающая определенные рамки, которым должен следовать музыкант. Последние подобные стандарты привнесло рок движение 2012-2013-х годов. Есть группы, которые на протяжении многих лет не меняются, играют в одном стиле. Такова действительность, в каждом обществе есть подобные слушатели и музыканты. Второй же вид — это нью-вэйв музыка, которая сейчас находится в зачаточном состоянии. Есть люди, которые пытаются что-то делать, тянутся за миром, ищут свой звук, но таких у нас крайне мало", - отметил Грачья Ованнисян.
"Общество, каким бы оно ни было, меняется, и музыканты должны уловить тенденции к переменам, "словить" нужный момент. До определенного времени общество, культуру и искусство олицетворяли представители интеллигенции, однако сейчас в стремительно меняющемся мире этой категории на смену приходит так называемая "пост-интеллигенции". Это люди, которые по большей части не соответствуют тем критериям, которые присущи интеллигенции в классическом понимании, – они привносят в повседневность некий постмодернизм. Призываю всех представителей андеграунд сцены Армении стать этой самой пост-интеллигенцией и преодолеть в себе трансформационный этап. Если каждый из нас попытается выйти из рамок прошлого и взглянуть на будущее, то интерес со стороны аудитории и творчество "автора" сольются воедино", - считает Ованнисян.
Музыканты уверены: подобное объединение людей, которые имеют различные, но при этом взаимодополняющие взгляды относительно одного предмета, должно стать основой консенсуса представителей всех видов андеграундного искусства в Армении. "И мы искренне верим, что это может привести к настоящей культурной революции, стоит лишь проявить желание, убрать в сторону личные амбиции, пойти на контакт и предложить свои идеи. Так что можете считать это "Манифестом армянского андеграунда". Призываем всех артистов, кто заинтересован в развитии армянской андеграунд сцены, откликнуться", - подытожил Арман Сафарян.