Христианская мораль и христианские заповеди были крайне важны для Кима Бакши: он придавал большое значение тому, что был крещен по православным обычаям. Бакши — сын "простой русской женщины", как он сам называл мать, родом из городка Карачев Орловской губернии и кавалериста, командира бригады. Отец принадлежал к маленькой этнической группе караимов.
"Это маленький тюркоязычный народ, который принял иудаизм", - объяснял Бакши.
В 1954 году партия призвала осваивать целинные земли, и комсомолец Ким Бакши, в том же году окончивший факультет журналистики МГУ, отправляется поднимать целину. А что, тоже ведь романтика первооткрывателя. Он работает трактористом, комбайнером, но не забывает и про основную профессию, пишет для местных и центральных изданий.
Знакомство с Арменией и, как оказалось очень скоро, влюбленность навеки в ее культуру и землю произошло в начале 1960-х. Бакши приехал в Ереван и стал изучать манускрипты Матенадарана, потом уехал в Италию, нашел для себя неисчерпаемое количество материалов на острове Сан-Ладзаро-дельи-Армени рядом с Венецией, в Киликийском Католикосате в Ливане, в Иране и в других местах, в собраниях древних книг и крупнейших библиотеках мира.
Бакши сделал вывод, что наряду с мечом нацию спасает книга. В результате сам написал многочисленные труды и сценарий к 20-серийному телефильму "Матенадаран". Это было оценено премиями – имени Ованеса Туманяна, Союза писателей Армении, Государственной премией Республики Армения, международной премией имени Фритьофа Нансена…
Хотя, наверное, не в премиях дело, и не ради премий писались тома и снимались фильмы.
"Я пишу в первую очередь для души. Пишу именно для того народа, среди которого живу, поскольку считаю, что те духовные ценности, те богатства, которые есть в армянском народе, в армянской истории должны быть приняты, поняты и взяты на вооружение моим собственным народом. Я бы хотел, чтобы многие черты армянского народа были восприняты и нашим народом, так как всегда считал, что армянский народ очень трудолюбивый, образованный и духовный", - сказал Бакши десятилетие с лишним назад, выступая в очередной раз в Ереване.
Кстати, фильм, хоть и называется "Матенадаран", хранилищем древних рукописей вовсе не ограничивается: название взято как символ образования, культуры и письменного слова, возведенных в ранг национальной святыни и абсолютного приоритета. Ведь одна серия, скажем, рассказывает об армянских философах, другая переносит зрителя к армянским сокровищам Ирана, а потом зовет в Ливан.
По признанию Бакши, писать сценарий подчас было неимоверно трудно, зачастую приходилось это делать, что называется, "с коленки": ведь отправляясь в другую страну, никогда не знаешь наперед, что ты там найдешь и увидишь.
Так, в постоянных открытиях и рассказах о них прошла эта долгая и богатая жизнь. Символично, что одной из последних работ Бакши стала книга "Духовные сокровища Арцаха", об истории Нагорного Карабаха, который Бакши называл изумительно красивым местом, говорил, что это "самое прекрасное на земле из того, что мне довелось увидеть".
Сильва Капутикян сказала однажды, что Ким Бакши вник в тайну стойкости армянского народа "с эрудицией историка, с искусностью искусствоведа, с чувством красок живописца, с вдохновением поэта и, что важнее всего, с любовью".
И любовь эта была именно что любовью, а не легкой светлой влюбленностью, любовь эта стала частью души. Эта любовь оживила "музейные рукописи и храмы, миниатюры и орнаменты", сделала близкими и понятными нам Мхитара Гоша из его невероятно далекого, казалось бы, XII века, Григора Магистроса из века XI, а гений Минаса обрел неузнанное раньше, зато понятое теперь родство с Торосом Рослином.