Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Результаты голосования в Европарламенте вокруг переговоров о вступлении Турции в ЕС весьма примечательны: "за" продолжение этого процесса высказались всего 109 депутатов, "против" же выступили 370, а воздержались 143 человека. Однако проблемы Анкары на международной политической арене противоречиями в Европарламенте не ограничиваются. Более того, на сегодня вопрос о полноценном членстве в Евросоюзе для Турции не является ключевым. По большому счету, более тридцати лет уже прошло после заявки турок (она была подана в 1987 году), а подвижек пока никаких. Могли бы потерпеть еще несколько лет.
Курдский фактор в Сирии – кость в горле Анкары
Ключевым фактором для Анкары на внешнеполитических подмостках является собственно сложившаяся ныне ситуация, при которой противоречия наличествуют практически со всеми друзьями и союзниками — причем по всему миру.
Анкаре никак не удается договориться касательно своей определенной и четкой позиции по Сирии с партнерами по астанинскому формату — Россией и Ираном. И Идлиб, и Манбидж — точно кость в горле для турецкой дипломатии. И на этом фоне вынужденная отсрочка встречи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с российским коллегой Владимиром Путиным может стать знаковым событием. В том же Идлибе ситуация меняется каждый день, и отнюдь не в пользу Турции.
Правда, внешнеполитические ведомства обеих стран (и России, и Турции) особо оговорили, что встреча отложена по обоюдному согласию, однако подобные формулировки в дипломатии вообще могут ни о чем не говорить. Зато по факту можно предположить, что Турция, не сумевшая справиться с теми обязательствами и сроками, которые взяла на себя в случае с Идлибом, сейчас за это расплачивается тем, что Россия уже начала участвовать в этом процессе — пока еще на уровне пограничного дежурства силами военной полиции, чего в Анкаре ну очень не хотели допустить.
Понятно, что в сирийском вопросе за Москву Анкара будет цепляться до последнего. Ведь американский подход диаметрально противоположен интересам Турции. И если Вашингтон сможет продавить свою позицию по защите курдов и предоставлению им государственности за счет сирийской территории (что на самом деле вряд ли случится), то это будет означать, что Анкара раз и навсегда завязнет в территориальных и национальных проблемах.
В приличном обществе не выражаются так, как разговаривают друг с другом Нетаньяху и Эрдоган
Но ведь существует в регионе еще и Израиль, с которым ни межгосударственные отношения у Турции не наладятся, ни личные отношения Эрдогана с премьер-министром Биньямином Нетаньяху никак не преодолеют уровень откровенных дворовых базаров.
И на сей раз лидеры государств сцепились в заочной полемике так, как это обычно у политиков не принято.
"Нетаньяху, деспот, виновный в смерти палестинских детей, приди в себя. Никто нас не заставит забыть дело Иерусалима. Они будут иметь дело с нами при каждом нападении на нашу мечеть. Даже если все замолчат, мы молчать не будем и до последнего вздоха продолжим борьбу за справедливое управление Иерусалимом, в соответствии с его важностью для исламского мира", - заявил Эрдоган, выступая на митинге сторонников своей партии в Анкаре.
На что Нетаньяху не замедлил ответить: "Эрдоган — диктатор, который сажает десятки тысяч политических оппонентов в тюрьмы, осуществляет геноцид курдов и оккупирует Северный Кипр. А еще читает мораль мне, Израилю и его армии по поводу демократии и этики войны. Это смешно".
"Лучше пусть он оставит в покое Иерусалим — нашу столицу уже на протяжении более 3 тысяч лет. Эрдоган может учиться у нас тому, как уважать все религии и защищать права человека", - написал Нетаньяху в своем Twitter.
На самом деле взаимные оскорбления могли бы остаться личным делом турецкого президента и израильского премьера, если бы не одно "но". Дело в том, что сейчас в самом Иерусалиме развернулась борьба за территории. Проблема в границах 1967 года, в которые никак не соглашается вернуться Израиль. К тому же утверждает, что именно Иерусалим – его вечная и неделимая столица.
Пентагон пригрозил Анкаре тяжелыми последствиями в случае закупки российских С-400>>
Турция подобный подход израильтян, мягко говоря, не одобряет. Причем "не одобряет" настолько, что дело дошло до откровенной перепалки в выражениях, не принятых в приличном обществе дипломатов и политиков, и уж тем более в среде глав государств.
Анкара перед Пекином в долгах, как в шелках, и сцепиться по уйгурской проблематике вряд ли рискнет
О противоречиях Турции со своим главным натовским партнером – Соединенными Штатами – лишний раз даже говорить сейчас не приходится. Закупка Анкарой двух дивизионов российских зенитно-ракетных комплексов С-400 — ну очень не по душе Вашингтону. Там сделку рассматривают как серьезнейшую оплеуху американцам и обоснованно предполагают, что данный шаг резко подорвет репутацию США на всем Ближнем Востоке.
Но проблема не только в С-400. И даже не только в новых истребителях пятого поколения F-35, которые американцы то ли поставят, то ли не поставят своему натовскому партнеру, наказывая за сделку с Москвой. Есть ведь еще и курдский фактор в Сирии, вокруг которого Вашингтон и Анкара откровенно сцепились, словно кошка с собакой.
Причем условия, которые пытаются надиктовать туркам американцы, были бы приемлемы (речь о пресловутой зоне безопасности в 30 километров между турками и курдами), если бы вопрос решался в Анкаре. Однако все, что касается контроля над территориями, которые США выводом своих войск освобождают в Сирии, решается явно не в Турции. Есть ведь Дамаск, Москва, Тегеран, которые однозначно и достаточно жестко требуют передачу контроля исключительно сирийским законным властям.
В Вашингтоне очень бы хотели, чтобы на этой почве возникли разногласия между странами-гарантами астанинского формата (речь идет о России, Иране и Турции), однако Эрдоган на это ни при каком раскладе не пойдет. Как говорится, себе же дороже сталкиваться с интересами Москвы, которая на сирийском плацдарме уже чувствует себя окончательным победителем.
Возня против российско-турецкой сделки: С-400 закроют для США дверь на Ближний Восток>>
Таков расклад на международной политической арене, и Турции в этих условиях откровенно не позавидуешь. Ведь она оказалась между даже не двух, а трех, четырех, пяти огней. К тому же есть еще европейские страны, у каждой из которых свои претензии. Есть Китай, перед которым Турция в долгах, как в шелках. Правда, Анкара все равно пытается разговаривать с Пекином жестко, напирая на уйгурский фактор. Однако напрямую сцепиться с китайскими интересами турки, скорее всего, не рискнут…