Странно "блестящая" альтернатива Верхнему Ларсу, или Что спасет армянских перевозчиков

Разгрузить КПП "Верхний Ларс", перенести пшеницу на рельсы, запустить паром. Вот программа минимум, которая позволит вздохнуть армянским перевозчикам, считают некоторые эксперты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 18 мар — Sputnik, Лаура Саркисян. Армянские перевозчики могут воспользоваться альтернативой автомобильному маршруту через КПП "Верхний Ларс". Речь идет о мультимодальном типе перевозки из портов Кавказ-Поти, Новороссийск-Поти и далее, по железной дороге, в Ереван.

Но если эксперты в Грузии считают эту альтернативу блестящей, то в Армении оптимизм грузинских коллег не разделяют, считая маршрут не слишком привлекательным.

Сложность "простой ситуации": должен ли надеяться Ереван на альтернативу "Верхнему Ларсу"?>>

По данным центра исследования транспортного коридора, в 2016 году паромом порт Кавказ-Поти было осуществлено 10 рейсов (127 вагонов 8 тысяч тонн груза). В 2017 году этот показатель увеличился в несколько раз, составив 25 рейсов – было перевезено 590 вагонов или 36 тысяч тонн груза.

"Армянские перевозчики могли бы воспользоваться паромом порт Кавказ-Поти или Новороссийск Поти, а оттуда, уже по железной дороге, поставлять грузы в Армению", — сказал директор центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили, апеллируя к достигнутой осенью договоренности, согласно которой с 1 сентября транспортные ведомства и железные дороги Еревана и Тбилиси снизили железнодорожные тарифы на перевозки из порта Поти в Армению.

Скидка составила 52%. Решение было принято после того, как власти Грузии наложили запрет на поставку пшеницы автомобильным путем. Однако позже запрет был отложен на год – до 1 октября 2019 года.

Уже с 1 декабря было приостановлено регулярное паромное сообщение по маршруту Кавказ-Поти-Кавказ. Тогда, как впрочем и сейчас, ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" снижение объемов грузоперевозок объясняет тем, что в 2018 году компания, обеспечивающая перевозку по этому маршруту, отказалась предоставлять услуги. ЮКЖД договорилась с другой компанией, однако та поставила условие – паром заработает в случае полной загруженности.

Странно "блестящая" альтернатива Верхнему Ларсу, или Что спасет армянских перевозчиков

В ЮКЖД считают, что спасти ситуацию может переход зерна с колес на рельсы. Если зерно перейдет на железную дорогу, паром возобновит свою работу в стабильном режиме. Разгрузится и КПП "Верхний Ларс".

Это мнение частично разделяет и директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян. Он считает, что этот маршрут может быть удобен в случае с зерном, но никак не с другими товарами.

"В целом невыгодно, так как тарифы перевозок автомобильным путем из России и обратно достаточно снизились. Поэтому за последние годы железная дорога потеряла свою привлекательность", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Аракелян.

Он подчеркнул, что мультимодальный тип занимает слишком много времени, что снижает его привлекательность по сравнению с автомобильным путем.

"Этот путь рентабелен только при условии перевозки не менее 60 тонн груза. Повторюсь, в случае с зерном с учетом указанной скидки маршрут порт Новороссийск-Поти-Ереван может быть и будет дешевле, однако в любом случае проиграет по времени", — сказал Аракелян.

Получается, что со склада в России груз на автомобильном транспорте доставляют в порт Новороссийск, оттуда загружают на паром, оттуда привозят в порт Поти. Потом груз идет на железную дорогу. Здесь перевозчики однозначно теряют во времени. Если КПП "Верхний Ларс" не закрыт, грузы из Краснодара доезжают в Ереван за пять дней.

Директор крупной компании по производству муки "Манана Грейн" Гурген Никогосян надеется, что власти соседней Грузии позволят перевозчикам выбирать удобный для них маршрут и с 1 октября предоставят возможность поставлять пшеницу и кукурузу не только по железной дороге, но и автомобильным путем.

Новая артерия для грузоперевозок из Грузии в Армению: Анаклия будет привлекательнее Поти?>>

"Из Ставраполя в Ереван получается почти тот же путь, как из Поти в Ереван. Мы дешевле и быстрее привозим пшеницу оттуда автомобильным путем. Я не раз говорил, что если пшеница перейдет на рельсы, то цена за тонну подскочит на 50-70 долларов",— сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Никогосян.

Он также скептически относится к объявленной ранее железной дорогой 52%-й скидке.

Напомним, в 2018 году в Армению было поставлено 325829,71 тонн зерна, из которых 37,6 тысячи тонн или 580 вагонов — по железной дороге.