Григор Багян родился 31 марта 1912 года в одном из сел равнинного Карабаха, в крестьянской семье и среди крестьянского быта. Помогать по крестьянским делам – занятие, естественное с младых ногтей, но вот что делать с настойчивой в некоторых тягой к знаниям? Григор нашел способ – учился, как мог и где мог, а среднюю школу закончил в 19 лет, уже в Баку.
У Багянов есть такая семейная история, говорят, что правдивая – когда Григор тайком от родителей отправлялся в Баку доучиваться, то предварительно привязал младшего брата к дереву подальше от дома (не очень далеко, чтобы все-таки нашли). Временное лишение брата физической свободы было совершено для того, чтобы тот не побежал сразу рассказывать родителям, что старший уехал, и чтобы Григора не догнали.
Он стал учить детей истории (окончив соответствующие курсы), потом работал завучем, директором школы, инспектором райотдела народного образования в Мартакерте, заведовал таким же отделом, но областным – в Нагорном Карабахе. А потом пришла война.
До Карабаха не долетали бомбы и отзвуки большой войны, но Григор дотерпел в школе лишь до зимы. В феврале его заявление о вступлении в армию добровольцем было принято, но поскольку 30-летний молодой мужчина был совершенно необстрелянным, его назначают пропагандистом в полк. Хотя это только звучит мирно – пропагандист, а на фронте все равно приходится учиться стрелять. И не вообще стрелять, а в живые мишени.
Через минные поля к победе: как Сивикьян добывал разведданные в тылу врага>>
Полк был стрелковым, так что к оружию приучили быстро. Так в Багяне раскрылся еще один талант – склонность к воинскому делу, плюс никуда не делась врожденная грамотность и приобретенная эрудиция, и такому блестящему офицеру был один путь – в комиссары полка. Он научился самому, пожалуй, сложному для пехоты – идти в атаку в первых рядах и вести бои в городских условиях.
Лето 1942 года прошло в невообразимых по ожесточенности боях в Сталинграде. Из этой мясорубки мало кому удалось выйти живым, а чтобы без ранений – так вообще единицам. Григору Багяну несказанно повезло.
Даже в эти беспощадные годы командование знало, что нельзя сразу бросать людей из огня, да в полымя. Поле Сталинграда нужен был отдых от боев, и Багян несколько месяцев провел в Подмосковье, где готовили командиров полков. Комполка он стал уже в составе 4-го Украинского фронта, форсировал Днестр и освобождал Чехословакию.
Вторая половина 1944 года в Чехословакии и прошла. 71-й стрелковый полк под командованием Багяна брал одну высоту за другой, прорывал любые оборонительные редуты, форсировал Одер – словом, этих парней было не остановить. Когда количество освобожденных населенных пунктов перевалило за сотню, полк, наконец, вышел к польской границе.
Заговоренный Бабаджанян, или Почему Главному маршалу бронетанковых войск прощалось многое>>
Эта задача была выполнена. Оставалось довести дело до окончательного решения.
Летом 1945 года, когда огромная страна только-только огляделась вокруг после страшной войны, пришло время оплакать убитых и воздать должное героям. Указ о присвоении подполковнику Багяну звания Героя Советского Союза датирован 29 июня.
С армией Багян не порвал, до конца жизни командовал полками и дивизиями, преподавал, получал очередные звания. Впрочем, как – очередные: генерал-майора просто так не дают, это заслужить надо.
Григорий Карапетович ушел из жизни в Ереване, очень рано, всего в 53 года. А вообще, говорят, род Багянов обширен – одна ветвь в Карабахе, вторая – в России. Еще одна осела в США. Местные Багяны утверждают, что американская ветвь дала Джеймса Багяна, астронавта, летавшего в космос на "Дискавери" и "Колумбии".
Неугомонные эти Багяны…