ЕРЕВАН, 8 апр - Sputnik. Турецкий президент Эрдоган, отправляясь в понедельник в Москву на встречу с Владимиром Путиным, заявил, что намерен обсудить возможную новую турецкую военную операцию в Сирии.
"Наши приготовления на границе закончены, все готово для операции. В любое время мы можем ее начать. Во время визита в Россию мы обсудим эту тему среди прочих", - так сказал Эрдоган.
С тем, что эта тема для Эрдогана "среди прочих", можно не согласиться – она, скорее, для него главная. Речь о том, что Анкара давно готова начать операцию к востоку от Евфрата и в Манбидже против сил самообороны сирийских курдов – ранее Эрдоган отложил операцию после разговора с Трампом по поводу вывода американских войск из Сирии, но в повестке Анкары эти действия остались.
Российская же сторона, и об этом говорил помощник Владимира Путина Юрий Ушаков, главной темой видит дипломатические усилия по скорейшему запуску работы конституционного комитета в Сирии. Есть надежды, что комитет начнет работать до конца весны – по этому поводу высказывались и представители оппозиции, и депутаты парламента Сирии.
Торгово-экономическое сотрудничество тоже в центре внимания – в первую очередь это строительство газопровода "Турецкий поток" и сооружение первой в стране АЭС "Аккую". Кроме того, созданный российско-турецкий фонд объемом около миллиарда долларов может привлечь еще порядка 5 миллиардов долларов, заявил Владимир Путин на пресс-конференции по итогам российско-турецких переговоров.
"Реализации новых совместных проектов способствует Российский фонд прямых инвестиций и Турецкий суверенный фонд, которые только что подписали соглашение по созданию инвестиционной платформы с капиталом в объеме одного миллиарда долларов... с таким уставным капиталом, я думаю, они смогут привлечь не менее пяти миллиардов долларов финансирования в различные проекты", - сказал Путин.
"Истребительный" шантаж: чем закончится "дуэль" США с Турцией и при чем тут Армения>>
Но не только это: определенную интригу привносит закупка Турцией российских систем С-400, из-за чего Вашингтон разнервничался не на шутку, и даже инициировал озвучивание разных способов наказания Анкары – правда, все это носит чисто теоретический, риторический характер. Пока, по крайней мере.
Впрочем, вице президент США несколько дней назад даже попытался поставить Анкаре ультиматум: мол, выбирайте – либо членство в НАТО, либо "безрассудная" покупка С-400. Можно с достаточной степенью уверенности говорить о том, что в Анкаре подобные заявления были восприняты со скептической улыбкой, ибо понятно, что США никогда не поставят вопрос исключения Турции из альянса. На пресс-конференции же Эрдоган назвал приобретение С-400 "суверенным правом Турции".
В том, что особых последствий для Турции не будет, уверены в экспертном сообществе: специалисты сходятся во мнении, что максимум, на что может решиться Вашингтон в данном случае, это какие-то "игрушечные", показательные санкции, которые, однако, не затронут никакой серьезной сферы, а ощутимого вреда Турции от них не будет. Другое дело, что США мечтают о сворачивании любого сотрудничество России и Турции в контексте формата Астаны, только как этого добиться, не знают.
А тем временем стороны намерены лишь расширять сотрудничество по Сирии. "Россия и Турция продолжат эффективное взаимодействие в рамках трехстороннего, с участием Ирана, астанинского формата. Сейчас, когда основные силы террористов разгромлены, важно сосредоточиться на окончательной стабилизации обстановки на земле и продвижении процесса политического урегулирования в соответствии с резолюцией 2254 Совбеза ООН", - сказал Путин.
Эрдоган же особо подчеркнул, что территориальная целостность Сирии должна быть сохранена. При этом турецкий лидер продолжал настаивать на том, что курдские организации, в этой стране действующие, Анкара считала и продолжит считать террористическими. По его словам, стороны обсудили также дополнительные шаги, "которые могли бы привести к обеспечению мира и стабильности в Сирии". Эрдоган не уточнил, о каких конкретно шагах идет речь.
В целом позиции сторон по большинству вопросов если и не совпадают, то расходятся не намного. Владимир Путин, подытоживая переговоры с Эрдоганом, заметил, что "не надо думать, что они были благостными и мы нахваливали друг друга", но однозначно указал на то, что встреча была конструктивной и полезной.