Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны

Автомобильная свалка в административном районе Малатия-Себастия Еревана
Доля новых автомобилей пока ничтожно мала в автопарке Армении. Завезенные старые машины остаются здесь, в итоге свалки растут как грибы после дождя.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Ашот Сафарян, Sputnik Армения.

Безудержный рост импорта автомобилей в Армению, помимо хаоса на дорогах, заставляет говорить еще об одном побочном эффекте. Страна постепенно превращается в гигантское автомобильное кладбище. Дело в том, что завозятся в основном старые, пережившие свой век машины.

Доля новых автомобилей пока ничтожно мала в этом потоке. И как следствие, завезенные старые машины остаются здесь – их дальнейший экспорт из страны практически невозможен. Эти машины "раскулачивают", запчасти продают, а кузов… Вот с кузовом проблемы. Их утилизируют не в тех масштабах и количествах с тем, чтобы избежать образования громадных свалок.

Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны
Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны

Съемочная группа Sputnik Армения побывала на одной из таких свалок, расположенной в административном районе Малатия-Себастия. Это пожалуй, крупнейшая автомобильная свалка в Ереване. Впрочем, лучше всяких слов о масштабах скажут фотографии. Территория практически бесхозная, рядом расположен небольшой домик, где живет семья. И занимается она (не удивляйтесь) скотоводством. Неосвоенный пустырь на окраине столицы дает возможность держать здесь мелкий рогатый скот).

Хозяин дома по имени Арсен в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сетует на то, что заниматься очисткой территории от металлолома практически некому, у самого финансовых возможностей нет, чтобы перевезти горы мусора в надлежащее место. Только время от времени может подъехать эвакуатор с целью подобрать в этой свалке годный кузов.

Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны
Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны

Стоит отметить, что в Армении есть несколько предприятий, которые на самом деле занимаются дальнейшей утилизацией и переработкой автомобильных кузовов. Крупнейшим из них - Чаренцаванский сталелитейный завод в Котайкской области. Еще один завод находится в столичном квартале Чарбах (входит в административный район Шенгавит). Есть и пункты для сдачи утиля.

Однако с переработкой металлолома есть проблемы. Их утилизация – чересчур нерентабельное дело, как для завода, так и для владельцев старых автомобилей. Для последних основная проблема упирается в транспортные расходы.

Например, перевозка кузова по эвакуатору из Еревана в Чаренцаван стоит как минимум 10 тысяч драмов (чуть больше 20 долларов), предприятие платит за тонну металлолома менее 10 тысяч драмов, в зависимости от типа автомобиля, качества металла и т.д.

Заводу же нужен, в первую очередь, качественный материал, годный для использования после вторичной обработки.

Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны

Автомобильный лом считается некачественным и дешевым материалом, говорит Григорий Сарибекян - коммерческий директор "АСКЕ Групп", в состав которого и входит Чаренцаванский завод.

"Металл, как правило, очень тонкий, следовательно, у него слишком большая зольность, отсюда и нерентабельность утилизации. Статистики о количестве принимаемых и перерабатываемых кузовов нет. Однако за последние три года, после установки новой печи, объемы закупаемого металлолома значительно возросли", - сказал Сарибекян в беседе с нашим изданием.

Но проблеме можно найти оптимальное решение, если владельцы территорий, где расположены свалки, договорятся между собой, арендуют несколько трайлеров и организуют доставку кузовов на предприятия. Однако этого по разным причинам не делается. Одна из этих причин лежит на поверхности – граждане попросту не хотят тратить лишние деньги на то, чтобы держать окружающую среду в чистоте и порядке. К тому же опыт других стран показывает, что борьба с растущим количеством автомобильных свалок невозможна без вмешательства со стороны государства.

Армения под грузом металла, или Что творится на автокладбище страны

В той же России, например, проблема утилизации более или менее решена. Здесь стоимость за тонну металла (где-то 2 автомобиля) в центрах приема авто на утиль составляет до 10 тысяч рублей (около 80 000 драмов) – почти в десять раз выше, чем в Армении. К тому же в стране уже несколько лет действует специальная программа, дающая возможность владельцам старых автомобилей сдать их на утилизацию и взамен получить скидку на покупку новой машины.

В Армении ситуация по понятным причинам другая. Здесь нет автомобильных заводов, соответственно, нет и стимула для того, чтобы всерьез заняться обновлением парка машин. А социально-экономическое положение граждан пока не позволяет покупать современные, а не пережившие свой век машины. Вот их поток как раз растет. Это означает, что география и количество свалок пока продолжат расти и расширяться, в ущерб экологии и эстетике.