Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Ирано-американское противостояние продолжает обостряться. Обрастает все новыми нюансами, хотя изначально казалось, что ситуация между двумя странами и так уже накалена – дальше некуда. К тому же резкая активизация Соединенных Штатов на остальных политических треках – Сирия, Венесуэла, Ливия – как-то размыла внимание мирового сообщества с того, что творится в отношениях между Тегераном и Вашингтоном.
Вашингтон последовательно реализует свои планы, связанные с давлением на Иран
Однако было бы наивным предполагать, что сконцентрировавшись, скажем, на событиях в Северной Африке (Триполи), или же в Латинской Америке (Каракас), американцы ослабили свое давление на ближневосточных соперников. Слишком много поставлено на карту конкретно Трампом, чтобы упустить из рук вожжи политического развития событий на иранском плацдарме.
Не зря американский президент пустился во все тяжкие еще тогда, когда в одностороннем порядке вышел из иранских ядерных договоренностей. Это была не блажь, не сиюминутное желание воспользоваться ситуацией и дожать своего политического, идеологического и геополитического соперника. Выход США из иранских СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий) имел далеко идущие планы, связанные именно с желанием дожать Иран, в первую очередь, именно в геополитическом плане.
В одностороннем порядке, даже не посоветовавшись со своими коллегами и союзниками, американцы пошли на этот шаг для того, чтобы ослабить позиции Ирана на Ближнем Востоке. Уж слишком окреп Тегеран после впечатляющей победы над международным терроризмом на сирийских фронтах (не без помощи российских ВКС), усилил свое влияние в регионе после того, как отстоял своего союзника и друга Башара Асада.
Создавшаяся ситуация грозила уже непосредственным союзникам американцев – Израилю и Саудовской Аравии. А терять еще и их для американцев действительно значило бы уйти и запереть за собой дверь в регион надолго, быть может – на десятилетия. Именно поэтому и решил Трамп не просто пойти на резкое обострение ситуации в отдельно взятой стране (в Сирии), а рубить сплеча – сразу же портить отношения с одним из основных региональных игроков. И не ограничившись этим, еще и стал требовать со своих европейских партнеров, чтобы и те вышли из "ядерного" соглашения и присоединились к жестоким финансово-экономическим санкциям.
Бесплодный финансовый механизм INSTEX, который не способен обмануть никого
Однако изначально все пошло не совсем так, как было запланировано в Белом Доме. Односторонний, несогласованный выход американцев из СВПД дико не понравился тем же европейским союзникам, которые предполагали совсем другое развитие событий. Планировали начать процесс полноценного восстановления торгово-экономических взаимоотношений с Ираном. И позиция американцев, решивших наглухо заблокировать своего идеологического противника на торгово-экономической арене, европейцам пришлась явно не по душе.
Европа, якобы, протестовала. Старалась сглаживать острые углы при переговорах с Тегераном вплоть до того, что обещали наладить такой финансовый механизм, который позволил бы торговать в обход американских санкций. Однако в своем стремлении изолировать Иран от Запада американцы действовали весьма последовательно. В итоге тот самый финансовый механизм INSTEX, который обещали европейские банковские структуры, так и не заработал на полную мощность. Инструмент, над которым больше полугода колдовали министры финансов ведущих европейских стран, на сегодня оказался в состоянии обеспечивать лишь оплату небольшого количества продовольствия, медикаментов и медицинского оборудования, поступающего в Иран.
А Ирану необходимо в десятки раз больше всего и продавать, и покупать, и перевозить. Необходимо за все это получать деньги и расплачиваться с партнерами. Однако американцы так и не дали всего этого делать, а идти в открытую конфронтацию со своими заокеанскими коллегами европейцы не хотят, да и не могут.
В итоге ситуация, складывающаяся с этим самым финансовым механизмом INSTEX, не заработала. И сегодня Тегеран, который все эти месяцы предпочитал оперировать на политической арене с открытым забралом, наконец-то окончательно убедился, что с европейцами в этом вопросе каши не сваришь. Кульминацией же процесса стал природный катаклизм – сильные ливни, наводнения и оползни, из-за которых в стране более двух миллионов населения оказалось без крыши над головой.
Зариф предупредил США о беспрецедентных последствиях решения по КСИР Ирана>>
Пострадало более 1900 сел и городов, погибло больше семидесяти человек. Природой нанесен ущерб на сотни миллионов долларов как водоснабжению, так и сельскому хозяйству, всей инфраструктуре. И даже в этой критической ситуации Соединенные Штаты не ослабили своего давление на международные банковские структуры. А те, боясь оказаться под американскими санкциями, не рискнули совершать финансовые трансакции даже тех денег, которые были предназначены для помощи в ликвидации последствий стихии.
Американские сказки о человеколюбии и цивилизационных нормах
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф выступил с официальным заявлением, назвав сложившуюся ситуацию и меры, предпринятые США для финансовой блокады своей страны, "преступлением против человечности". Более того, обещал предоставить международному сообществу конкретные доказательства того, как международные финансовые корпорации отказывались переводить финансы гражданам, пострадавшим от паводка и наводнения.
А еще Общество Красного Полумесяца Ирана официально заявило, что американские санкции помешали международным финансовым организациям перевести деньги. Ну, о том, что современные западные финансово-банковские структуры – это нечто, находящееся совершенно в иной плоскости, нежели цивилизованные, общечеловеческие нормы, известно всем и давно. А отношение Соединенных Штатов к подобным явлениям – тем более.
Более того, в итоге получается так, что под высокими политическими лозунгами и заявлениями, звучащими из Белого Дома, обычно скрывается целенаправленная тактика, откровенно противоречащая идеям человечности и цивилизованности. Желание воспользоваться экономическими сложностями той или иной страны, чтобы сменить там руководство, которое не устраивает США. Тот же Вашингтон, например, зная, что в Венесуэле, например, гражданское население практически голодает, заморозило порядка 30 миллиардов государственных денег.
Трамп повышает градус напряженности с Ираном: как история вокруг КСИР скажется на Армении>>
Да и вообще, вся внешняя американская политика последних лет основывается именно на использовании инструмента, легшего в основу тактики так называемых "цветных революций", которых за последние десятилетия было немало. Будь то Ливия, Сирия, Украина или Египет - везде получалось так, что США сперва "обнуляли" экономику страны, провоцировали гражданское недовольство, гнев за социальные проблемы, войну и так далее. В общем - все как в брошюрках.
Именно эти технологии и применяются прямо сейчас сразу в нескольких точках американцами. На разных стадиях в Венесуэле, в Иране, на Украине… И сколько бы ни говорили об интересах гражданского населения, якобы защищаемых США, ситуация с финансовой помощью Ирану, пострадавшему от природных катаклизмов, все расставило по своим местам.