Надо закрыть коридор для ввоза дешевого цемента - Союз производителей Армении

За местным цементом остается три четверти рынка, но промышленники утверждают: если так пойдет и дальше, заводы закроются.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 19 апр — Sputnik. Коридор для ввоза ирнаского цемента оставлять не следует, заявила журналистам бывший директор Разданского цементного завода, член Союза отечественных товаропроизводителей Армении Наира Мартиросян.

Страсти по цементу в Армении: и строители, и импортеры против решения в пользу Царукяна

В последние месяцы два местных цементных завода жалуются на импорт дешевого цемента из Ирана. Иранские заводы в полную силу используют преимущества своей страны: дешевые газ и электричество, на которые приходится более 60% себестоимости готового цемента. С такой конкуренцией в Армении не справляются по объективным причинам: своего газа в республике нет.

Поэтому теперь правительство предложило установить пошлину на привозной цемент – в 22 тысячи драмов (45 долларов) за тонну. При такой цифре он сравняется в цене с местным.

Заградительную пошлину можно только приветствовать, заметила Мартиросян, но не исключено, что теперь вместо цемента будут завозить его полуфабрикат - клинкер.

На двух цементных заводах в Армении работают примерно полторы тысячи человек. Из них на обжиге клинкера заняты 700-800. Эти рабочие места могут закрыться, подчеркнула она.

Мартиросян руководила заводом в 2002-16 годах. В 2000-е, пока в Грузии и Иране местного производства было меньше, Армения экспортировала и цемент, и клинкер. Потом в Грузии появился турецкий цемент, а потом и свои заводы. В то же время на северо-западе Ирана, недалеко от Тебриза, построили новый цементный завод. После этого импорт из Армении полностью прекратили.

"Они защищают своего производителя. А мы почему-то до сих пор не защищали. И очень хорошо, что теперь начинаем это делать. Нужно только установить пошлину на импорт не только цемента, но и клинкера", — заявил он.

Если местные заводы получат поддержку, то как сделать, чтобы они не впали в "самоуспокоенность", а продолжали обновлять производство? В первую очередь — экономить энергию.

"Мы в свое время проводили энергосбережение, но тогда несколько лет подряд дорожал газ и себестоимость снова росла. Но мы хотя бы делали то, что от нас зависело. Другое дело, что теперь местным заводам будет просто не на что покупать новые печи и мельницы. Откуда покупать, если не будет сбыта?", — заметила Мартиросян.

Даже если цемент реализовать не удалось, нельзя засыпать его в бункера и забыть о нем: его нужно постоянно разрыхлять, чтобы он не слеживался. Это требует дополнительных расходов.

"Теперь на складах Разданского завода набралось 10-15 тысяч тонн цемента. Чем больше он лежит, тем дороже становится", —пояснила Мартиросян.

В свою очередь председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян отметил, что крупные строительные компании в Армении предпочитают не брать привозной цемент, потому что привыкли к качеству местного.

"Например, те, кто строят крупные здания и мосты, предпочитают перестраховаться и даже заплатить чуть дороже за местный цемент, чем потом думать – обвалится или нет", — отметил Сафарян.

Докажете — подарю завод: Царукян вошел в раж, а Симонян еле "выгнал" его с трибуны НС>>

Отметим, около трех четвертей местного рынка пока остается за армянским цементом. В 2018 году его импорт вырос более чем в 3,5 раза, с 46 до 170 тысяч тонн. Местное производство выросло в полтора раза, до 546 тысяч тонн.