ЕРЕВАН, 25 апр — Sputnik, Нана Мартиросян. Во время Геноцида армян в начале XX века в пустыне Дейр-эз-Зор были замучены и убиты тысячи армянских детей. Те же, кто осиротел из-за гибели родителей или их насильственной депортации, попали в рабство к курдам и туркам. Армянских детей заставляли выполнять всю самую черную работу по дому либо ухаживать за скотом, мало кормили и избивали. Если же в руки турок и курдов попадались армянские младенцы, то их усыновляли и скрывали этническую принадлежность. Об этом рассказал корреспонденту Sputnik Армения директор Музея литературы и искусства им. Е. Чаренца, кандидат филологических наук, критик Каро Варданян.
Армянские политики и представители интеллигенции, осознав опасность такой ситуации, решили спасти захваченных в плен армянских детей и разработали стратегический план, кратко представленный в формуле "Один армянин — один золотой".
Возглавили программу спасения сирот один из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX века, герой-полководец Андраник Озанян и великий писатель Ованес Туманян. По всей территории Османской империи была распространена информация о том, что Озанян платит за каждого армянина одну золотую монету. Курды и турки охотно продавали пленённых армян иногда даже пытались воспользоваться ситуацией и обменять своих же на золотые, рассказал Варданян.
"Однажды, когда войско Андраника выкупило группу сирот и средства закончились, некий курд вдруг привел еще одного ребенка. Андраник не знал что делать, ведь силой забрать ребенка он не мог — от этого пострадала бы программа в целом. Тогда Андраник позвал своего соратника Аладина Мисака, который замечательно пел курдские песни. После его исполнения сироту подарили армянам", – рассказал Варданян, отметив, что этот случай описал Хачик Даштенц в романе "Зов пахарей".
Критик вспомнил еще несколько случаев, описанных в дневниках сирот. Однажды при очередной "сделке" в курдском селе привели светловолосую девчушку пяти лет, которая вообще не говорила на армянском языке. Но когда стали рассказывать библейскую историю, она перекрестилась слева направо (так крестятся последователи Армянской Апостольской церкви. - ред.). Тогда Андраник приказал забрать и ее.
Совсем малолетние детишки начинали плакать, как только слышали армянские колыбельные, либо подпевали: так армяне понимали, что это свои и забирали их с собой.
"Даже самые жадные и скупые армяне жертвовали средства на эту программу, поскольку все осознавали насколько важно спасти будущее нации. После уже спасенные дети оказались в приютах и сиротских домах в Армении и за границей", – отметил Варданян.
Директор музея заметил, что каждый 8-й из 10 армян Диаспоры является прямым потомком тех, кому тогда удалось спастись. Практически в каждой семье пересказывают истории спасения бабушек, дедушек и упоминают программу "Один армянин — один золотой", благодаря которой несколько десятков тысяч армян выжили и продолжили свой род.