Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Начиная с сегодняшнего дня внимание всего мира будет приковано к Ормузскому проливу, откуда на мировой рынок энергоносителей поступает порядка 30 процентов нефти и нефтяных продуктов. Над дорогой, по которой ходят танкеры с арабской нефтью, навис реальный Дамоклов меч, поскольку у Ирана действительно есть предпосылки перекрыть пролив. Причем в самом Тегеране уже говорят, что если дело дойдет до подобных резких телодвижений, то задействованы будут не только иранские ВМС, но и ракетные комплексы, которыми располагает Исламская Республика.
Угроза резких телодвижений Ирана и США в Ормузском проливе
Сложилось мнение, что на подобные шаги Ирана Соединенные Штаты могут ответить асимметрично – ударить по стране, как принято говорить, изо всех стволов. Опять-таки эксперты утверждают, что для американцев это дело престижа, поскольку перекрытие Ормузского пролива в первую очередь ударит по их союзникам, арабским нефтяным странам. А ведь именно с ними в первую очередь и старается договариваться американский президент Дональд Трамп, когда принимает решения касательно иранской нефти.
Буквально на днях был скандал, когда Трамп в своем Twitter вдруг написал, что договорился с Саудовской Аравией и там согласились увеличить объемы поставляемой на рынок нефти. В этот день цена на черное золото резко упала (на 2-3 доллара за баррель). Однако на следующий день последовало опровержение от саудитов. Как оказалось, они пока еще не собираются нарушать договоренности, достигнутые в рамках ОПЕК. И цены опять поползли вверх. Пока медленно.
Кстати, если говорить об арабских государствах, поставляющих нефть на международный рынок энергоносителей, то следует уделить внимание позиции, которую занял Катар. Эта страна, обычно старающаяся не конфликтовать с Соединенными Штатами, на сей раз выразила несогласие с политикой американцев касательно иранской нефти. Правда, объясняли катарские высокопоставленные дипломаты заявление тем, что неправильно ограничивать поставки иранской нефти, поскольку это навредит странам, которые этим энергоресурсом пользуются.
У каждого свои опасения, интересы, страхи и нежелание конфликтовать с США
Однако между строками заявления руководителя катарского внешнеполитического ведомства Мухаммеда бен Абделя Рахмана Аль Тани чувствуется тревога за интересы своей. Ведь нефть, добываемая в Катаре, тоже выходит на международный рынок через Ормузский пролив.
Примерно в том же духе высказались индусы. Посол Индии в США Харш Вардхан Шрингла, например, когда объяснял официальную политику Нью-Дели, сказал: "Есть прямое воздействие. И мы испытываем тревогу по поводу того, что это воздействие может трансформироваться в инфляцию, более высокие цены на нефть, инфляцию в Индии, отражающуюся на рядовых гражданах".
Опять-таки чувствуется, что речь идет не только о вторичных санкциях, которым может быть подвергнута Индия со стороны США, но и подспудно индусы боятся резких телодвижений в Ормузском проливе.
Особняком стоит позиция Турции, которой данная ситуация грозит серьезными неприятностями. Дело в том, что турки, хотя и не являются одним из крупнейших покупателей иранской нефти, тем не менее, крепко зависят от нее. Целый ряд турецких нефтеперерабатывающих предприятий может работать исключительно на том сорте нефти, который поставляет Иран. Да и для Турции, которая порядка трети энергоносителей импортирует из Ирана, 2 мая 2019 года может оказаться днем судьбоносным.
Анкара и так имеет серьезные разногласия со своим заокеанским натовским союзником. Связаны эти противоречия с позицией США по Сирии, с курдской проблемой, с оружием, которое турки закупают у России (речь идет о комплексах С-400). Туркам очень не хотелось бы прибавлять ко всем этим проблемам еще и скандал с иранской нефтью.
Турция как всегда изменит союзнику, и лишь Москве нужна стабильностью на Ближнем Востоке
Сейчас турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу пустился во все тяжкие. С одной стороны пытается договориться насчет поставок нефти из Ирака (это могло бы частично спасти положение), с другой – старается наладить встречу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с американским коллегой. Во всяком случае Турция сейчас не будет заступаться за Иран: Анкаре со своими проблемами бы разобраться…
То ли войны, то ли блицкрига, то ли севрюжины с хреном: чего добиваются США от Ирана>>
Вот и получается, что единственной страной, которая по-настоящему будет защищать Иран на международных политических подмостках, остается Россия. Нельзя сказать, что Москва при этом не заботится о своих геополитических интересах. Безусловно, у россиян есть свои финансово-экономические интересы, иначе просто быть не может. Грубо говоря, чем дороже нефть на мировом рынке энергоносителей, тем выгоднее. К тому же страны, которые американскими санкциями будут отрезаны от иранской нефти, станут вынужденно закупать ее где-то в другом месте, верно?
Однако было бы слишком примитивно исключительно так оценивать сложившуюся ситуацию. Хотя бы в плане того же Ормузского пролива, который действительно грозит стать самой взрывоопасной точкой в мире. А вдруг Тегеран действительно решит, что его место на рынке энергоносителей подвергается опасности и пойдет именно на эти резкие телодвижения – перекроет пролив.
А ведь именно России в первую очередь необходима стабильная ситуация на Ближнем Востоке (в отличие от Соединенных Штатов). Видимо, в немалой степени этим и обусловлены планы российского министерства обороны, планирующего проводить совместные с иранскими ВМС учения в Персидском заливе. Ну, можно предположить, что в самый острый момент Москва хочет, как говорится, "держать руку на пульсе".
Есть также угроза, что Тегеран просто плюнет и выйдет из знаменитого ядерного соглашения. А ведь Москва делает все возможное, чтобы это соглашение не было денонсировано Ираном. И в плане, с учетом геополитических факторов, цена за баррель нефти, как говорится, туда-сюда на пару-другую долларов, Москву волнует гораздо меньше.