Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Информация о том, что в северо-восточных районах Сирии начал действовать отдельный армянский батальон, появилась в СМИ именно 24 апреля. По большому счету в сегодняшней ситуации 90 отлично вооруженных сирийских армян - серьезная сила, хотя на самом деле батальон – это порядка 300 человек. Этими силами можно защитить здешние армянские деревни и села от набегов террористических бандформирований, оставшихся в этих краях после того, как здесь было окончательно разгромлено Исламское Государство (террористическая организация, запрещенная в России и ряде стран).
Село Хавреск: армяне между Турцией и Исламским Государством>>
Таких террористических группировок (по 150 – 200 человек) в этих районах действует около десятка. Нападают на населенные пункты, грабят, убивают. Но они и сами оказались в западне, поскольку их бьют и курдские формирования, и турки, которые стараются перекрыть свою границу и прилегающие к ней районы, и сирийская армия. Вот и способны эти террористы нападать лишь на незащищенные населенные пункты.
С другой стороны, перед армянами, проживающими в Камышлы и в его окрестностях, возникает серьезная проблема. Ведь именно здесь находится пресловутая курдское автономное образование Рожава. И для того, чтобы защищать свои села и города, армяне в начале войны объединились с курдскими формированиями из Сирийских демократических сил (СДС). Объединенными усилиями боролись против боевых отрядов Исламского Халифата.
Однако сирийские курды из СДС ставят себе определенные политические цели, которые вовсе не совпадают с настроениями и намерениями сирийских армян. То самое курдское образование Рожава, провозглашенное в 2014 году, преследует своей целью максимальную автономию от сирийской столицы – Дамаска. Причем в этом их поддерживает западная антитеррористическая коалиция, которую возглавляют Соединенные Штаты.
Самих американцев, все еще не отказавшихся от намерения скинуть действующего законно избранного сирийского президента Башара Асада, подобный расклад в северно-восточных районах страны, по большому счету, устраивает. Более того, они еще и провоцируют курдов на то, чтобы те и вовсе отделились от Сирии, объявили бы свою независимость и государственность.
На самом деле соблазнить курдов независимой государственностью нетрудно – они уже несколько столетий именно об этом и мечтают. Однако Соединенные Штаты устроило бы, чтобы это случилось именно на сирийской территории. Логика у американцев такова - не смогли скинуть Башара Асада, то хотя бы развалят страну на несколько отдельных единиц, с которыми будет гораздо легче договориться по логистике, по нефти и так далее.
"Показывали, где погибли их дети": подорвавшийся на мине армянский сапер вернется в Сирию>>
Другое дело, что самих сирийских армян подобный расклад вовсе не устраивает, поскольку армянская диаспора весьма лояльно относится к действующему, законно избранному президенту страны. Отделяться, организовывать автономию, не зависящую от Дамаска, не хотят не только армяне, живущие в Дамаске и Алеппо, но и те, которые проживают в Камышлы, в Дейр-эз-зоре и прилегающих к этим городам районах и провинциях.
Вот и получается, что если армянские добровольцы будут действовать именно в составе отрядов и боевых формирований, входящих в Демократические силы Сирии, то завтра может возникнуть серьезная дилемма. А что, если вдруг на поле боя столкнуться курдские боевые формирования, требующие автономии (а то и независимости) Рожавы с кадровыми сирийскими войсками, которые все эти годы сохраняли верность своему главнокомандующему Асаду? Как тогда поступать армянам из этого батальона имени Нубара Озаняна (именно его именем и назван отряд армянских добровольцев, действующий на северо-востоке)?
Видимо, потому и сформировали отдельный батальон, который будет сотрудничать с курдскими боевыми отрядами СДС на поле боя против ошметков Исламского псевдо-Халифата. Однако ни в коем случае не будет вмешиваться в военные разборки (если таковые произойдут) между курдами и законными сирийскими кадровыми частями. Ведь по большому счету, Дамаск многократно говорил о том, что его сверхзадача – сохранить абсолютную территориальную целостность страны. И кадровые военные части Сирии (при поддержке и иранских добровольцев, и российских ВКС) за это будут воевать со всеми, включая и курдов...