Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
На Ближнем Востоке, например, кроме России и Ирана все остальные игроки преследуют свои, сугубо личные цели и интересы, будь то Турция, Саудовская Аравия, США или Израиль. В Венесуэле и того хуже – американцы считают эту страну своим "задним двором" и не принимают, когда другие (те же Москва и Тегеран) обращаются к теме цветной революции, которую Америка пытается раскрутить. Так что есть о чем поговорить Лаврову с Зарифом. Особенно на фоне ужесточения позиции Вашингтона в адрес Тегерана.
Черные тучи реют над Заливом (Персидским) и проливом (Ормузским)
Именно о серьезном геополитическом конфликте между Тегераном и Вашингтоном и будут говорить руководители внешнеполитических ведомств России и Ирана, в первую очередь. Причем говорить будут с позиции союзников и близких друзей. Ведь позиция Москвы в этом вопросе хорошо известна – жесточайшие финансово-экономические санкции, которые применяют американцы в отношении Ирана, попросту незаконны. Вообще противоречат духу и букве международного закона.
Агрессивная атака Соединенных Штатов на иранскую нефть, стремление обнулить долю Ирана на международном рынке энергоносителей, как принято говорить в среде дипломатов, контрпродуктивны. Подобной позиции придерживается, кстати, не только Россия, но и целый ряд нефтяных арабских стран, которые, по идее, считаются союзниками, сторонниками Соединенных Штатов на Ближнем Востоке.
Логика, скажем, у Катара такова, что отрезанный от рынка энергоносителей Иран способен на резкие телодвижения, от которых станет только хуже всем. Причем не только региональным странам, но и всей мировой торговле "черным золотом". Ведь Тегеран уже не раз предупреждал, что, в крайнем случае, действительно готов пойти на то, чтобы перекрыть Ормузский пролив, через который на мировой рынок поставляется треть мировой нефти. Так что о темных тучах, которые скапливаются над Персидским заливом, сегодня знают все.
Россия с Ираном уже договорились о том, что в ближайшее же время там проведут совместные, серьезные, широкомасштабные военно-морские учения. С привлечением всего и вся, что только возможно, начиная от подводных лодок и заканчивая ракетоносными эсминцами. Соединенные Штаты тоже отправили туда свой авианосец "Авраам Линкольн" с группой ударных кораблей сопровождения и бомбардировщики. Так что можно говорить о том, что идеологическая война переходит на новый уровень психологического давления.
Идлибская авантюра может отозваться Эрдогану серьезными последствиями
Что касается сирийской проблематики, то и там есть темы, над которыми Лаврову с Зарифом придется "попотеть". В Сирии наступает последний этап "полевого" противостояния. Сконцентрированные в Идлибе боевики представляют из себя серьезную угрозу процессу, который хотят спровоцировать Москва и Тегеран в рамках астанинского формата. Более того, этой ударной группировкой (50 тысяч штыков – это не шутки) пытаются найти общий язык и использовать в своих целях все, кому не лень.
Турция, например, пытается из сложившейся ситуации выжать для себя максимум выгоды. Эрдоган так и не справился с обязательствами, которые еще в прошлом году согласился взять на себя. Так и не смог, как говорится, отделить зерна от плевел, а остатки террористических формирований от сирийской "умеренной" оппозиции. Есть, конечно, подозрение, что попросту не хотел, поскольку изначально было понимание того, что следует их разделить, так начнется операция по уничтожению террористов. А Анкару это не устраивало.
Им, туркам, необходимо сделать так, чтобы политический процесс застрял бы. Потому что Анкара сейчас откровенно лавирует между главными игроками – Россией и США , пытаясь добиться решения своего вопроса, связанного с курдской тематикой. Свое решение Эрдоган видит в том, чтобы заселить все сирийские районы, прилегающие к своей границе, туркоманами и протурецки настроенными племенами, заменив там курдов. Поэтому напряженность в зоне идлибской деэскалации ему, как говорится, в копилку.
Турция уговаривает своих союзников по астанинскому процессу (Россию и Иран), что именно его усилиями до сих пор удается избегать гуманитарной катастрофы в Идлибе и новой волны беженцев из числа трех миллионов мирного населения провинции. Насколько это соответствует действительности – еще большой вопрос. Однако очевидно лишь одно – усилия Эрдогана привели к тому, что сейчас буквально вся провинция Идлиб (как минимум 90% территории) находится под контролем "Тахрир аш-Шам" (бывшая Джебхат ан-Нусра), которые на данный момент объединились с отрядами "Национального фронта за освобождение" (а уж тех-то в открытую поддерживает и финансирует Анкара).
Россия готова на многое, чтобы сохранить иранскую ядерную сделку
Лаврову и Зарифу также следует обсудить еще и ситуацию, которая складывается после срыва армейского путча, спровоцированного американцами в Венесуэле. ЦРУ (а быть может какие-то другие американские спецслужбы), провоцирующие в этой латиноамериканской стране цветную революцию, сработали настолько топорно, что от них отказались и представители венесуэльской армейской элиты, изначально согласившиеся на сделку.
В итоге спланированная акция сорвалась, и Трампу пришлось разговаривать с Путиным по телефону, а потом объяснять всему миру, что русские вовсе не имеют намерений вмешиваться во внутренние дела Венесуэлы.
Как бы то ни было, после сорвавшейся операции спецслужб у законно избранного президента Мадуро наступила небольшая передышка, которой и следует воспользоваться дипломатам тех стран, которые выступают за законное решение политического конфликта в Венесуэле. Видимо, этим руководителям внешнеполитических ведомств России и Ирана тоже придется заняться.
Равно как и обдумать, какова будет отныне позиция Ирана в свете жесточайших американских финансово – экономических санкций, когда иранский "ядерный" договор не принес стране тех дивидендов, которые обещали, в первую очередь, именно американцы и европейцы. США попросту вышли из договоренностей в одностороннем порядке, навязывая Тегерану на шею новые, изначально не оговоренные обязательства.
Европейцы же, которые делают вид, что готовы на все возможное, лишь бы не дать сорвать ядерную сделку, на самом деле панически боятся своих заокеанских союзников. Европейские страны откровенно слиняли и в вопросе банковско-финансового механизма INSTEX, и от покупки иранской нефти под угрозой вторичных санкций. Однако Россия готова на многое, чтобы иранский "ядерный" контракт не сорвался.