Плакать, читая некролог о себе: полковник Аида Серобян вспомнила Карабах и любовь Монте

Полковник Аида Серобян во время карабахской войны целых четыре года провела на поле боя. Она четырежды была ранена, но выжила, тем самым сдержав данное некогда обещание. Теперь пишет книгу, в которой рассказывает о том, что знает не понаслышке.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 9 мая — Sputnik, Нана Мартиросян. Присутствие женщины, даже самой хрупкой и красивой, но вооруженной, необходимо на поле боя: она придает силы сражающимся мужчинам, и даже самый трусливый солдат превращается в настоящего льва. Именно к такому заключению пришла участница карабахской войны, полковник Аида Серобян. В 1990 году ушла медсестрой в партизанский отряд на два месяца, но осталась на четыре года и в случае необходимости сделала бы это еще раз.

Плакать, читая некролог о себе: полковник Аида Серобян вспомнила Карабах и любовь Монте

"Я солгала маме, сказав, что меня направили в санаторий Джермука на работу, и, оставив ей детей, сбежала в Карабах. Однажды соседка увидела меня по телевидению и сказала маме, но та не поверила, подумав, что женщина обозналась. Спустя некоторое время, прочитав мою статью в карабахской газете, мама поняла, в чем дело. Я же, каждый раз засыпая, обнимала автомат и видела во сне ее и детей", – рассказала полковник корреспонденту Sputnik Армения.

Она честно признается, что именно романтизм и влияние советских фильмов про войну и победу привели ее на поле боя. А всю серьезность войны женщина осознала, когда увидела первого погибшего и не смогла спасти раненого. Сильная и строгая женщина в подробностях вспомнила инцидент, и ее голос стал дрожать, когда она пересказывала его слова: "Умираю, сестра".

Плакать, читая некролог о себе: полковник Аида Серобян вспомнила Карабах и любовь Монте

Еще она начала дрожать от волнения, когда рассказывала о пяти боевых подругах, которые погибли, но дали ей стимул жить и сражаться дальше.

"Мы находились в одном окопе. Был сложный бой, и каждая из нас думала, что в следующую минуту падет именно она. Тогда мы поклялись друг другу, что выжившие помогут семьям и детям погибших. Вернувшись с войны, я долго не могла спать, вспоминая этот момент, и успокоилась после основания общественной организации, помогающей семьям женщин-ветеранов", - сказала Серобян.

Война не только отняла, но и подарила ей многих, ставших воистину родными, людей. Остались, как это парадоксально ни звучит, также светлые воспоминания о тех днях. Серобян в связи с этим вспомнила знакомство с героем Арцаха, генерал-майором Аркадием Тер-Тадевосяном (Коммандосом). Полковник рассказала, что после его приезда на боевую позицию она с трепетом достала запрятанный кофе и предложила ему, но оказалось, что Коммандос предпочитает чай.

Плакать, читая некролог о себе: полковник Аида Серобян вспомнила Карабах и любовь Монте

Настоящим лучиком света среди мрака войны и моря крови для всех сражающихся была любовь Национального героя Армении и героя Арцаха Монте Мелконяна, которого Серобян ласково называет "Аво", и его супруги Седы. Именно их любовь заставляла еще больше верить в важность своей миссии, рассказала полковник.

"Однажды Седа приехала в Степанакерт, а Аво где-то сражался. Когда его попросили приехать, он потребовал, чтобы ее отправили к нему. Спустя некоторое время Аво связался со своим заместителем, который на тот момент находился рядом со мной, и в своей манере спросил: "Хочу знать, где моя жена". Тогда я связалась и передала, что она скоро приедет, и Аво рассмеялся", – вспомнила ветеран.

Еще силы давали некрологи газет. Серобян признается, что читала их и завидовала погибшим, мечтала умереть на несколько минут, чтобы прочитать написанное про нее. Невероятно, но ее мечта сбылась. Однажды в книге о погибших во время карабахской войны она увидела свою фотографию и некролог в полторы страницы. Прочитав его, она захлебнулась в слезах гордости и даже написала благодарственное письмо допустившим ошибку издателям за исполнение ее мечты.

Плакать, читая некролог о себе: полковник Аида Серобян вспомнила Карабах и любовь Монте

"Я прочитала "От имени живых - спасибо Аида". Перечитала текст трижды и ничего не поняла от волнения. Особенно потряс стих обо мне. Этот некролог поразил меня, вдохновил, и теперь я знаю, как меня будут вспоминать", - сказала она.

Однако для сохранения памяти и правды о том, что происходило тогда на поле боя, она сейчас сама пишет книгу и сценарий для документального фильма. Серобян уверена, что потомки должны знать историю и все достоверные, а самое главное — не искаженные факты. Она пишет лишь о событиях, в которых сама принимала участие, о людях, которых лично знала. Книга, по словам полковника, будет словом признательности всем героически погибшим от имени живых, которые благодарны и все помнят…