Знали, что смерть — наша, а мы принадлежим ей: о чем молчит 101-летний ветеран ВОВ Паносян

Ветеран Великой Отечественной войны Усик Паносян сражался в Сталинградской битве, прошел через всю войну. 101-летний дедушка принял корреспондентов Sputnik Армения в своем офисе. Рассказ о войне периодически прерывался слезами...
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лаура Саркисян, Sputnik Армения.

В Арташат мы приехали минут за десять до оговоренного срока. 101-летний ветеран Великой Отечественной войны Усик Паносян назначил встречу на 10:00 в офисе совета ветеранов Арташата, который расположен в здании мэрии. Перед входом стояли мужчины — сотрудники городской администрации.

"Такими мы счастливыми бывали": как в Армении снова сбылись слова Ольги Берггольц>>

Один из них, поинтересовавшись, не ищем ли мы Усика Паносяна, сразу же сообщил, что он уже на месте и ждет нас.

В дверях офиса, заставленного фотографиями ветеранов и героев Великой Отечественной, карабахской и апрельской войн, нас встретил дедушка с глазами цвета лазурного неба и в синем костюмом в тон сорочке. Образ дополнял усыпанная медалями грудь.

Знали, что смерть — наша, а мы принадлежим ей: о чем молчит 101-летний ветеран ВОВ Паносян

— Как вы?

— Готов к труду и обороне, — шутливо ответил ветеран.

Паносян посмотрел на часы, и мы начали беседу. График у него выдался плотный, так как надо было успеть сразу на два мероприятия, где он должен был выступить с речью.

Марш "Бессмертного полка" в Ереване: у президента в руках портрет легендарного разведчика

Дедушка Усик начал свой рассказ: он декламировал стихи, приводил цитаты из своих выступлений, рассказывал военные истории. Удивляла энергия, любовь и стремление к жизни 101-летнего старца, видевшего все.

"27 миллионов людей отдали свои жизни за родину, победу. 27 миллионов остались навеки молодыми, не познав сладость жизни. 27 миллионов матерей ждали своих детей…".

Паносян с тяжелым вздохом прерывает свой рассказ. Отводит глаза, скрывая от нас подступившие слезы. Спустя несколько секунд, он вновь продолжил. Рассказ его был насыщенным, дедушка вспомнил героев ВОВ и только потом скромно сказал "а теперь пару слов обо мне".

Как молоды мы были…

Дедушка не знает, в каком месяце родился, знает, что это было в 1918 году. Он окончил среднюю школу N3 в Адлере и за хорошую успеваемость ему предложили остаться там директором. На этом посту он проработал шесть месяцев — помешала русско-финская война, его призвали в армию.

"У победы нет срока давности": торжественный марш в Ереване – видео>>

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже с 10 июля 1941 года Паносян, вместе с тысячами других солдат, столкнулся с врагом лоб в лоб в Смоленске.

"Помню как сегодня. Мы были на учениях в поле. Нас экстренно собрали в воинской части. Включили радио, голос оттуда сказал: внимание, внимание, говорит Москва. Слово предоставляется председателю Совета народных комиссаров СССР Вячеславу Михайловичу Молотову", — вспоминает Паносян.

Молотов сообщил о начале войны. Лица генералов, командиров, офицеров вдруг резко изменились… Они уже видели одну войну. Ранним утром 23 июня с перрона Ставропольского вокзала Паносяна, вместе с сослуживцами, отправили на товарных вагонах в Смоленск.

За четыре года Паносян был ранен шесть раз. Сражался в битве под Смоленском, Москвой, Сталинградом, Орлом, Курском. Первое ранение получил в 1941 году.

"Без ранений на войне невозможно. Вокруг все взрывается, стреляют. Стоял 1941 год, я был командиром подразделения. На нас шли вражеские танки, нам пришлось брать их голыми руками. Вокруг валялись бутылки из-под солярки. Мы их поджигали и кидали на танки. Так я получил первое ранение", — сказал Паносян.

Знали, что смерть — наша, а мы принадлежим ей: о чем молчит 101-летний ветеран ВОВ Паносян

Его и всех солдат наградили медалью второй степени ВОВ.

Грелись кирпичами

Особенно жесткой была Сталинградская битва. Немцы тайно говорили, что в советский народ вселен злой дух, который не позволит вернуться им домой.

"Нам тогда казалось, что погода специально играет с нами злую шутку. Было очень холодно, 35 градусов мороза. Мы даже ночью не могли отдыхать. Ежесекундно стояли на страже", — рассказывает о тех днях Паносян.

Армяне в Великой Отечественной войне: вклад и заслуги>>

Вспоминает, как однажды к ним пришел маршал Жуков и удивленно спросил, почему в их комнатушке тепло. Формула была проста: солдаты брали кирпичи, обливали бензином или соляркой и поджигали. Кирпич долго хранил тепло – так и грелись.

Питались кое-как, часто забывали о еде, спали где и как попало, на ногах, сидя. В разгар самых ожесточенных сражений не чувствовали ни голода, ни холода. Когда было совсем невмоготу - питались лошадьми.

"Мы знали, что смерть наша, а мы принадлежим смерти. Нас спасало то, что мы жили одной семьей и знали, что жизнь боевого друга и командира превыше всего", — рассказал Паносян.

Последнее ранение он получил в битве под Брестом зимой 1944 года. Потерял сознание, а очнулся в московской больнице, когда из него вытаскивали осколки. Больше его на фронт не отправляли. 9 мая Паносян праздновал победу в Москве.

"Искренне говорю, знакомые-незнакомые обнимали друг друга от счастья. Война закончилась, Победа, выкрикивали вокруг", - сказал дедушка и сделал вторую за час паузу.

Знали, что смерть — наша, а мы принадлежим ей: о чем молчит 101-летний ветеран ВОВ Паносян

Он вновь отвел взгляд, нижняя губа задрожала, а в уголках глаз проступили слезы.

Домой вернемся только с Победой

"Домой вернемся только с Победой", этот девиз помог Паносяну в мясорубке войны. Потом он работал учителем, окончил институт физкультуры. Женился, у него много внуков и правнуков.

Паносян раскрыл секрет долголетия - он заключается в ежедневном занятии спортом.

"Я ежедневно на протяжении 30 лет ходил по 7 километров. А что вы делаете, идете на работу, сидите, уставшими приходите домой, засыпаете и так постоянно", — сетует Паносян.

Несмотря на возраст о спорте он не забывает и сейчас. Каждое утро с внуками делает 15-минутную разминку.

Я задала последний вопрос о медалях. Он сказал, что у него их 35 и, наверное, дня не хватит, чтобы рассказать обо всех.

Славные подвиги военначальников-армян: как Сталин поднял тост за адмирала Исакова>>

На этой ноте мы попрощались, сделали на память селфи, я взяла рюкзак, пошла к выходу, но дедушка вернул меня с порога. Вручил мне четыре больших яблока - все, что нашел под рукой, - и сказал, чтобы не пропадала.