Из общественно-политической практики благополучной Швейцарии, подталкивающей к сравнениям с постбархатной Арменией. Там власть, когда может на чем-нибудь споткнуться, выносит вопросы на референдум – вот проблема, вот вы. Как решите, так и будет! Это вам ничего не напоминает?
С одной стороны, неуклонное следование демократическим принципам, с другой – перевод ответственности со своей головы на другую. Проще говоря, в определенных обстоятельствах власть умывает руки, но сохраняет лицо.
Логично ли, например, ругать городские власти Лозанны за то, что при явном недогрузе наземного общественного транспорта отстроено еще и метро, перевозящее преимущественно воздух? Но, ругать городские власти неправильно - решение о строительстве бессмысленного метрополитена есть результат народного волеизъявления, подтвержденного специальным референдумом. (Интересно, чему бы отдали предпочтение ереванцы: строительству новых станций метрополитена или замене изношенных до потери сознания лифтов?)
Или еще. Отношения Швейцарии с Евросоюзом носили несколько странный характер.
– Да, – говорили в правительстве, – Швейцария не может оставаться одиноким островом по отношению к окружающим ее государствам Европы. Хотя бы потому, что из трех франков дохода каждый третий приносит торговля с европейскими странами. Это - с одной стороны.
С другой, как считают многие швейцарские политики, в психологии их соотечественников силен рефлекс отталкивания всего европейского, в частности, в виде иностранных рабочих из Румынии и Болгарии. Как правительству быть? И второгоднику ясно – спросить у народа совета. Если граждане выскажутся против вхождения в Евросоюз не очень любимых швейцарцами Болгарии с Румынией, многие позиции соглашений с Европой, будут поставлены под вопрос.
– Что поделаешь, так пожелал народ, – в случае чего разведет руками швейцарское правительство. Если же те же граждане выскажутся "за", то и здесь ничего не сделаешь - народу виднее. Чем вам не страна советов?
Переходим к своему, которое ближе к телу. Некоторая особенность принятия решений в отечественном исполнении состоит еще и в том, что заметная часть уложений, по которым предлагается жить, работать и развиваться дальше признается горячо одобренной и всенародно поддержанной как бы сама собой, изначально, априори. Потому что правительство приведено к власти народом и какой в таком случае смысл тянуть резину с обсуждением чего-то долгожданного, пронзительно ясного и совершенно понятного? Как в большом, так и в малом.
К примеру. При старой власти Армения подписала Конвенцию ООН о защите гомосексуализма. За принятие Конвенции, в которой содержится призыв ко всем странам не критиковать гомосексуализм, проголосовали все государства-члены Евросоюза, а также Украина, Сербия, Израиль, Япония и др. (Декларацию не подписали Россия, Турция и Австралия. Противниками этого документа является также Ватикан).
Насчет Ватикана молчу, но, прежде чем подписывать (или не подписывать) документ, в других странах со своими гражданами посоветовались, а почему Армения так уверенно призвала оберегать "голубых", сказать трудно. Нынче страсти разгорелись еще пуще, но всеобъемлющего опроса трудящихся по этому вопросу как не было тогда, так нет и сейчас.
Не то чтобы дрейф в сторону нетрадиционной сексуальной ориентации способен и нас довести до серии чисто английских убийств, когда тридцатишестилетний Энтони Морли из Лондона убил своего любовника, затем отрезал часть его бедра, зажарил в оливковом масле, приправил травами и съел. До этого, надеюсь, не дойдет, но и полной уверенности в том, что голубые города снятся родине всегда, тоже нет.
…Как любили говорить в свое время коммунистические боссы, "посоветоваться с народом" никогда не лишне. Но не только, чтоб в случае чего скинуть ответственность с больной головы на здоровую – референдумы нужны прежде всего обществу.
Знаете, как поступает швейцарский суд при рассмотрении дел, связанных с нарушениями правил уличного движения? Безжалостно лишает водительских прав сроком от одного до трех месяцев. В год моего приезда в страну таких лишенцев оказалось 74 326 человек, и это на три процента больше, чем годом раньше.
Теперь самое интересное. Швейцарский суд позволяет водителям самим выбрать те конкретные месяцы, когда штрафникам удобнее оставаться без машины, и если вы скажете, что здесь обошлось без референдума, то точно не угадаете.