Сергей Рекеда, директор Центра изучения перспектив интеграции – для Sputnik
Когда пять лет назад во Дворце независимости в Астане собрались президенты России, Казахстана и Беларуси, чтобы запустить новый этап совместной интеграции – подписать договор о создании Евразийского экономического союза, у журналистов и экспертов было много вопросов: почему лидеры так долго не выходят на церемонию подписания договора – неужели не договорились по энергорынкам? Что за треугольные значки на лацканах их пиджаков – эмблема нового союза? Будут ли другие постсоветские республики подключаться к евразийской интеграции? И главное – получится ли союз?
Теперь ответы на все эти вопросы есть – от символики до новых членов союза. На юбилейном саммите ЕАЭС уже в Нур-Султане констатировали – получилось пусть не все, но многое.
Торговля, услуги, миграция – в действии
Рынок перемещения товаров (теперь уже пяти стран) функционирует. Около 90% всей продукции на союзном рынке охвачено единым регулированием, а сохраняющиеся тарифные и нетарифные барьеры постепенно устраняются. Едиными нормами охвачено почти 50 секторов сферы услуг.
Растет доля торговых операций, произведенных в национальных валютах стран союза – доллар и евро занимают уже меньше трети от всего объема. Практически готово пространство общей союзной пенсии и ряд других социальных преференций.
Общее миграционное пространство позволило сохранить доступ к российским рабочим местам для трудовых кадров из стран ЕАЭС даже после экономического кризиса, начавшегося в 2014 году и последовавшей девальвации.
Активно развивается внешняя активность союза. Подписаны торговые соглашения с Вьетнамом, Ираном, Китаем, меморандумы о сотрудничестве с более чем десятком стран Европы, Азии, Южной Америки.
ЕАЭС доказал, что, оставаясь региональной организацией, не намерен "окукливаться" на постсоветском пространстве и собирается стать полноценной частью глобальной экономики.
Однако еще важнее, что на саммите в Нур-Султане говорили о будущем союза – по сути были обозначены ключевые пробелы евразийского строительства, которые надо исправить в ближайшее время для эффективного развития проекта.
О транснациональных евразийских компаниях
Говоря о начислении пенсии с учетом стажа работы на территории всех стран ЕЭАС, российский президент Владимир Путин поднял одну из ключевых проблем объединения – как сделать союз ближе к рядовому человеку. Первый этап развития ЕАЭС неминуемо был связан с рутинной бюрократической работой по гармонизации национальных законодательств, созданию наднациональных нормативно-правовых актов – всем, что кажется таким далеким и непонятным на бытовом уровне. Сегодняшний уровень интеграции позволяет переходить к задачам, которые непосредственным образом затрагивают жизнь отдельного человека.
Поэтому в Нур-Султане в эти дни говорилось и об общем пенсионном пространстве ЕАЭС, и о единых тарифах на мобильную связь, и о покрытии всего пространства союза 5G-связью. Союз будет успешным и крепким тогда, когда простой гражданин, быть может, даже неожиданно сам для себя, почувствует пользу от этого объединения и будет лично заинтересован в его сохранении и развитии.
Насыщение общей рамки евразийской интеграции подобными конкретными проектами, очевидно, выглядит сегодня как один из наиболее перспективных способов развития союза. Поэтому Нурсултан Назарбаев, ставший на юбилейном саммите почетным президентом Евразийского экономического союза, и предложил создавать "евразийский Airbus".
Безусловно, речь не идет лишь об авиастроительной области. Важен сам принцип – формирование евразийских транснациональных компаний, которые будут опираться на общий ресурсный, научный, кадровый, и что немаловажно в период торговых войн – на общий политический и дипломатический потенциал. Это позволит евразийской продукции более уверенно выходить на внешние рынки, гражданам стран ЕАЭС даст новые рабочие места, а сам союз наполнит целой сетью "моторов интеграции".
В уже сформировавшихся отраслях подобные задачи будет реализовать сложнее – там уже работают крупные игроки, поделены рынки, сформировались свои бизнес-интересы и стандарты работы. Однако в новых высокотехнологических областях пространства для транснациональных проектов больше.
Неслучайно на саммите в Нур-Султане обсуждалось еще и создание Евразийского совета по промышленности, главной задачей которого, судя по всему, и станет создание евразийских ТНК.
Совместные производства как способ удержаться на плаву
По большому счету это должно стать элементом по решению еще одной важной проблемы, на которой сосредоточился в своем выступлении на юбилейном саммите президент Беларуси Александр Лукашенко – выработка стратегии борьбы с национальным протекционизмом.
Для экспортоориентированной белорусской экономики это весьма болезненная тема. Во время бури в международной политике и экономике стран пытаются защититься, закрыв поплотнее свои окна и двери и отгородившись от внешнего мира. Не исключение здесь и страны-участницы ЕАЭС, что, безусловно, вредит развитию союза.
В этой ситуации необходимо несколько иначе взглянуть на евразийскую интеграцию – не как на опасную открытость экономическому шторму, а, напротив, как на дополнительную возможность держаться на плаву, в том числе за счет создания совместных устойчивых крупных производств, дополнительных социальных возможностей для граждан, развития среды функционирования экономики.
Одним из ключей к решению проблемы протекционизма и снятию барьеров интеграции должна стать корректировка институциональной архитектуры ЕАЭС. Об этом активно говорится последние пару лет – необходимо наделение дополнительными контрольными полномочиями наднациональных органов союза, прежде всего, ЕЭК и Суда ЕАЭС. Этих шагов не стоит бояться ревнителям национального суверенитета и независимости. Правовой порядок и цивилизованные механизм разрешения хозяйственных споров еще никогда не подрывал самостоятельность стран.
Большая Евразия интересна всем
Много внимания в Нур-Султане уделили и внешнему контексту развития ЕАЭС. Проект изначально создавался как элемент Большой Евразии. Правда, формирование этого элемента наложился на период фрагментации глобальной экономической модели. Западное направление развития отношений оказалось заблокированным по политическим причинам, тем не менее, проблем для развития союза это обстоятельство не создает.
Идет активная работа по формированию зон свободной торговли с третьими странами. Союз привлекает внимание и новые страны постсоветского пространства. Не случайно на юбилейном саммите присутствовали президенты Молдовы и Таджикистана. Для обеих этих стран Евразийский экономический союз – один из опорных рынков экспорта товаров и рабочей силы, а потому важно выработать оптимальный формат взаимодействия.
Но что еще немаловажно учесть в этой сфере – это синхронизацию интеграционных процессов в ЕАЭС и других евразийских объединениях, прежде всего в СНГ и Союзном государстве России и Беларуси. Отработанного механизма согласования правовых баз и интеграционных инициатив между этими организациями нет, что чревато дублированием и путаницей при правоприменении.
Реализация этих основных задач в ближайшие пять лет выведет Евразийский экономический союз на качественно новый уровень. Сегодня это может выглядеть амбициозно и не слишком реалистично, но когда лидеры еще евразийской тройки подписывали союзный договор, голоса скептиков были едва ли не громче сторонников интеграции. Тем не менее, как справедливо было сказано на саммите в Нур-Султане, спустя пять лет не замечать ЕАЭС уже нельзя. Как рядовым гражданам, так и на внешнеполитической арене.