Дворец Долмабахче
Роскошный дворец Долмабахче в центре Стамбула, считающийся главной достопримечательностью города, называют жемчужиной Османской империи.
Самый большой дворец Турции – работа представителей легендарной семьи архитекторов Бальян (Пальян). Автором проекта стал Карабет Амир Бальян, архитекторами же – Карабет и его старший сын Никогос. Расположенный на огромной площади в 45 тысяч квадратных метров дворец сочетает в себе элементы барокко, рококо и неоклассических стилей.
Строился он с 1842 по 1853 годы, для султана Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. На украшение интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Долмабахче по праву называют также величайшим строением в истории Востока.
Добавим, что армянской династией Бальянов только в Стамбуле и только султанских дворцов воздвигнуто свыше 20. В целом же пять поколений этого семейства на территории Османской империи построили огромное количество не только дворцов, но также мечетей, армянских церквей, заводов и фабрик.
Мечеть Ортакей
Еще одно популярнейшее туристическое направление в Стамбуле – мечеть рядом с Босфорским мостом, автором которой снова выступил Никогос Бальян. Султан Абдул-Меджид I в 1853 году поручил строительство армянскому архитектору, который возвел ее в кратчайшие сроки – менее чем за два года.
Интересна она тем, что больше напоминает небольшой дворец в стиле барокко, нежели обычную мечеть. Ортакёй, кстати, увековечил на одной из своих полотен другой армянский гений – маринист Иван (Ованес) Айвазовский. Ее минареты сделаны из белого мрамора. Сама мечеть имеет две части: первая – гарем, вторая — "хункяр" (помещения, предназначенные для личного пользования султана). Одна из архитектурных особенностей мечети – это большие окна, которые смотрят на Босфор. Они пропускают в храм много света, а в вечернее время, словно зеркало, отражают воды пролива.
Мечеть Селимие в Эдирне
Автором мечети, которая принадлежит к числу выдающихся архитектурных достижений исламской культуры и считается наиболее гармоничным храмовым комплексом Турции выступает Мимар Синан. Рожденный в армянской семье в селе Агырнас, он стал одним из самых известных османских архитекторов и инженеров.
Прежде, чем перейти непосредственно к мечети, необходимо отметить, что происхождение Мимара Синана долгое время считалось спорным. Большинство ученых, а это закреплено и в Британской энциклопедии, придерживаются мнения, что великий мастер – либо армянин, либо грек. Имеются также предположения, что он – наполовину армянин, наполовину грек.
По мнению некоторых исследователей, его семья была каппадокийского греческого происхождения, потому что единственными православными христианами (румами) этого региона были греки. В то же время ряд других ученых уверен в армянском происхождении архитектора. Так, авторитетный исследователь Ричард Флетчер в 2005 году пишет: "Он прожил около девяноста лет — армянин из Анатолии, который был доставлен в столицу как один из "отобранных" (в Османской империи действовал так называемый "налог на кровь", в соответствии с которым мальчиков из христианских семей забирали для служения государству). В свою очередь выдающийся английский архитектор Томас Грэм Джексон в 1913 году отмечает: "Многие из них разработаны Синаном, который, как говорят, был армянином".
Спорам положил конец один интересный случай. Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения замдекана факультета востоковедения ЕГУ, тюрколог Рубен Мелконян, в 40-е годы прошлого столетия, когда в Турции активно распространялась фашистская идеология и действовало множество нацистских организаций, началось движение так называемых "измерителей черепа".
"Эти люди вскрывали гробницы различных выдающихся людей страны, чтобы посредством исследований черепа доказать их тюркское происхождение", - сказал Мелконян.
Точно так же была вскрыта гробница Синана Аги с целью доказать его принадлежность к монголоидной расе, то есть показать всему миру, что великий архитектор – чистокровный турок.
"Однако в результате исследований выясняется, что его череп принадлежит к арменоидной расе. После этого череп архитектора пропадает, то есть, какое-то время его хранят в музее, затем он и вовсе исчезает. И теперь в гробнице Мимар Синан покоится без головы, поскольку она подтверждает его армянское происхождение", - отметил тюрколог.
Что же, теперь вернемся к творению великого мастера. Мечеть Селимие, построенную в Эдирне в 1569-1575 годах, сам Синан считал вершиной своего творчества. Его архитектура отличается особой целостностью. Яркое освещение всего пространства мечети сквозь многочисленные окна, расположенные в несколько ярусов, создает впечатление великолепия и торжественности.
За свою жизнь Синан построил около 300 архитектурных сооружений — мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле.
Мечеть Сулеймание
Еще одним произведением гениальнейшего мастера стала самая большая мечеть Стамбула – Сулеймание, которая вмещает пять тысяч верующих. Строение возведено в 1550—1557 годах по заказу султана Сулеймана Великолепного. По мнению ученых-исследователей, Сулеймание – лучшая работа Синана.
Проект Сулеймание был основан на проекте храма Святой Софии - шедевре византийской архитектуры, оказавшим большое влияние на творчество Синана. Пропорции мечети гармоничны, силуэт характеризуется изяществом и плавностью линий. Весь массив строения вписан в правильный треугольник. Мечеть находится на вершине холма прямо над заливом Золотой Рог. Помимо храма, в ней находился обширный социальный комплекс, включающий четыре медресе (учебное заведение - ред.), библиотеку, обсерваторию, крупную больницу и медицинскую школу, кухни, хаммам, магазины и конюшни.
Медресе Индже Минаре
Первую медресе из камня на территории Конийского султаната соорудил в 1251 году архитектор Галуст - армянский архитектор XIII века, творивший в Конье. Огромный двор с бассейном в центре создает ощущение умиротворенности. По краям этого двора находятся учебные помещения.
Индже Минаре – один из лучших сельджукских памятников архитектуры. Зодчий оставил свою надпись на этой работе. С тех пор медресе Галуста и есть тот самый архитектурный стиль, называемый нынче "сельджукским". До возведения Индже Минаре, который и сейчас украшает этот город, пристанищами для талибов (студентов - ред.) были юрты, шатры, алачыги.
Известно, что между 1876-99 годами сооружение капитально ремонтировалось. После провозглашения турецкой республики здание было отреставрировано, и в 1956 году в нем был открыт музей.
***
Все эти шедевры архитектуры занимают первые страницы в туристических буклетах, рассказывающих про Турцию. Однако мало где говорится о гениальных авторах работ, прославляющих эту страну с момента своего возведения по сей день.
В заключение добавим, что в 2014 году произошло очень интересное событие – в турецком музее архитектуры открылась онлайн-выставка сооружений, построенных армянскими архитекторами в эпоху Османской империи.
В описании экспозиции говорилось: "Армянские архитекторы сыграли заметную роль в строительстве дворцов и зданий государственных органов в Османской империи. Союз архитекторов империи, который руководил такими строительными проектами, всегда включал армянских архитекторов. Молодых мастеров обучали, формируя тем самым национальную архитектурную школу".
На сайте музея рассказывалось о династии Бальянов, а также о том, что главным османским архитектором и инженером-строителем в XVI веке был армянин по происхождению Мимар Синан, которого сравнивают с Микеланджело и признают величайшим архитектором классического периода османской архитектуры.