"Мерситрон" Джека Кеворкянa, Или почему называть его "Доктор смерть" не просто обидно

Если человек хочет жить, то медицина здесь бессильна. Это анекдот, юмор. Между тем, в жизни бывают ситуации намного более сложные и серьезные. А чем может помочь медицина человеку, страдающему неизлечимой болезнью?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Нет, на самом деле. Что может сделать современная медицина со всем своим ультрасовременным оборудованием, напоминающим космодром, для безнадежно больного человека? Продлить жизнь, полную неописуемой боли и страданий? И что это — гуманизм или наиболее изощренная форма пытки?

От шприца до коробки-автомат: как изобретатель Асатур Сарафян стал Оскаром Бэнкером

Работа врача такова, что его путь почти всегда соприкасается с той тонкой гранью, которая проходит между жизнью и смертью. То что обывателю может показаться судьбоносным, для врача – не более чем профессиональная рутина. Но медицина — это не просто работа или профессия. Это, в первую очередь, миссия. Миссия по оказанию помощи людям: лечить больного, помочь, а когда это невозможно, смягчить его боль и страдания.

Не то чтоб мои суждения претендовали на оригинальность, но каждый раз, вспоминая людей, оставивших в истории современной медицины и, с позволения сказать, философии исцеления, значимый след, неизбежно к ним приходишь.

Галактики Маркаряна, телескопы и не только: как армяне осваивали Космос>>

Нашего американского соотечественника Джека Кеворкяна еще при жизни прозвали "Доктором смерть". Лично я считаю это прозвище обидным и несправедливым. Да, несправедливо, особенно если припомнить, кого еще в истории человечества так именовали.

Например, "врач смерти" или "доктор смерть" называли Хайма Ариберта — нацистского преступника, ставившего эксперименты над заключенными-евреями в концлагерях.

Между тем, подходы и принципы, побуждавшие Джека Кеворкяна вести борьбу за право на достойную смерть, за конец человеческим страданиям, были диаметрально противоположными.

Джек Кеворкян, согласно официальной версии, скончался в возрасте 83 лет в больнице Детройта 3 июня 2011 года, от тромбоэмболии легочной артерии.

Ключевое для армян 28 мая: как капитан Мосесов вместе с Нжде отказались предавать родину

Биография так сказать, "широкой траектории", настолько интересна, что ее не смогли обойти стороной и в Голливуде. За год до смерти американского врача армянского происхождения на экраны вышел байопик режиссера Барри Левинсона "Вы не знаете Джека".

Фильм, основанный на реальных событиях, на самом деле впечатляет, а неподражаемый Аль Пачино, сыгравший роль Джека Кеворкяна, оставляет на зрителя неизгладимое впечатление. Фильм вряд ли можно подвести под категорию "для всех". Картина не просто для думающего зрителя, а для глубоко "копающего", пытающегося постигнуть суть бытия.

В последнее время много писали о Джеке Кеворкяне, о фактах из его биографии, о его армянском происхождении. Но больше всего обсуждались его идеи и принципы.

"Мы тебя отвезем в Дилижан": как Довлатян позвонил Данелии и категорически потребовал>>

Джек Кеворкян родился 26 мая 1928 года в городе Понтиак (штат Мичиган, США) в семье армянских иммигрантов. Родители назвали его Акопом, но армянское имя быстро трансформировалось в более привычное для американского уха Джейкоба. А потом и сократилось до простого Джек.

Кеворкян блестяще учился как в школе, так и в медицинском университете.

Он отслужил в армии в качестве военного врача, и прошел через корейскую войну. Затем работал в детройтской больнице, после чего был патологоанатомом в разных медучреждениях в Мичигане и Калифорнии.

Идею "хорошей смерти", точнее, эвтаназии, Джек Кеворкян изучал и критически анализировал на протяжении, наверное, всей своей профессиональной карьеры. Он был уверенным сторонником эвтаназии, точнее — ее идеологом.

Речь идет о том, чтобы помочь пациенту умереть тогда, когда спасти его уже невозможно, а страдания столь невыносимы, что продлевать их нет смысла.

Жаль, Кэмерон не знал о Ншане: как армянину Григоряну удалось выжить на "Титанике"

Доктор Кеворкян изобрел "машину самоубийства" под названием "мерситрон" (милосердная машина), благодаря которой человек, желающий избавиться от страданий, сам мог ввести простым нажатием кнопки смертоносное лекарство. Согласно данным из разных источников, в период с 1990 по 1998 годы таким способом от страданий были избавлены 130 человек.

Очевидно, что проблем с правосудием Джеку Кеворкяну избежать не удалось бы, особенно в такой стране как США. Появлялись публикации, в которых утверждалось, что не все пациенты Кеворкяна были безнадежны.

Мистика Валентина Подпомогова - он жил в Ереване и ушел вместе с грозой>>

Факт в том, что он представал перед судом четыре раза, и что с 1991 года был лишен медицинской лицензии. Но ничего не могло Кеворкяна заставить свернуть с избранного пути, предав свои идеалы. Прекрасно осознавая, чем чреват такой шаг, доктор 22 ноября 1998 года в эфире телеканала CBS News показал часовую запись процедуры эвтаназии Томаса Юка.

Кеворкян на записи обращался к властям, призывая арестовать его или как-то помешать совершить этот милосердный поступок.

Власти, конечно, такую смелость "оценили", предъявив в 1999 году Джеку Кеворкяну обвинение в убийстве "второй степени". Он был приговорен к 10-25 годам тюремного заключения и сидел в тюрьме до 2007 года, заработав досрочное освобождение за образцовое поведение.

Турки, признавшие Геноцид армян: кто эти люди

Так или иначе, Джек Кеворкян, несмотря на все свои злоключения и критику, продолжал пропагандировать и объяснять суть своего подхода, не прекращал борьбу ни на миг. В некотором смысле он стал первопроходцем, хотя идея эвтаназии далеко не нова.

И то, что за последнее десятилетие список стран, где эвтаназия считается законной, расширяется, яркое тому подтверждение.

Этого карабахца было не остановить: как учитель Григор Багян стал Героем Советского Союза>>

Иногда эвтаназия – последнее проявление действительно гуманного отношения к человеку. Когда выхода больше нет, когда терпеть больше нет сил. Рассматривая явление "добровольной смерти" с этой точки зрения, можно утверждать, что Джек Кеворкян был действительно великим гуманистом.

Что касается болезней, то жизнь, пожалуй, самая из них неизлечимая.