Лев Рыжков, Sputnik
Насколько правдив сериал "Чернобыль"? Об этом Sputnik решил расспросить писателя и журналиста Владимира Губарева. В 1986 году он неоднократно бывал на месте аварии и многие показанные в фильме события видел своими глазами. Тогда же Губарев написал документальную пьесу "Саркофаг".
За грань и обратно
— Владимир Степанович, насколько то, что мы увидели в сериале, соответствует действительности?
— Скажу так: действительность это одно, кино – другое. С точки зрения быта, фактологии – кое-какие эпизоды удалось воссоздать весьма эффектно и даже правильно. А вот то, что касается работы с людьми, процесса управления, показанных в фильме, то получилась типичная американская чушь. Примерно, как если показать космонавта в скафандре и ушанке.
— То есть, верить ничему нельзя?
— Почему же? Многие детали воссозданы хорошо. Например, тушение пожара. Правда, так, как показано в фильме, работают американские пожарные, не наши. Почти документально снята больница. И там есть ляп – будто бы за пять рублей можно было пройти в шестую, засекреченную, клинику. Если бы это медучреждение не распустили, там бы сейчас стоял хохот. В то же время некоторые жизненные истории очень точны.
— А какие моменты тогда не надо принимать на веру?
— Не надо верить, например, такой очень глупой сцене, где голые шахтеры бегают вокруг реактора. Я так понимаю, что создатели фильма пытались тем самым завлечь зрителей, клюкву развесить, чтобы они заинтересовались.
— Но клюква – это, в общем-то, ложь декоративная, безобидная – для привлечения зрителей. А есть ли какие-то более существенные моменты?
— Этого нет. Я могу это сказать совершенно точно. Все-таки мой спектакль "Саркофаг" по чернобыльским событиям обошел весь мир. Я сам с ним был в Японии, в Европе, в Америке, и нигде не чувствовал ни ненависти, ни злобы — только сочувствие. Люди чувствовали, что Чернобыль – общая беда. Негодяи, конечно, могут злорадствовать. Но мир все-таки состоит не из негодяев.
Великая трагедия требует великого кино
— Почему фильм об тех событиях появился только сейчас?
— Было несколько попыток создать кинематографические полотна. Но все они оказались неудачными. В полной мере чернобыльскую трагедию не удалось воссоздать никому. По одной простой причине — великая трагедия требует великой литературы и великого кино. Мы должны по-настоящему понять, насколько глубоки были те процессы, которые начались в Чернобыле и в результате затронули все человечество.
Сериал "Чернобыль" обогнал по рейтингам культовые "Во все тяжкие" и "Игру престолов">>
Чернобыль оказал гигантское влияние на развитие цивилизации. После Хиросимы, Нагасаки и Чернобыля человечество стало развиваться по иному пути. События на Фукусиме утвердили в мысли о том, что этот новый путь до конца не осознан. Но люди должны понимать, что цивилизация теперь – другая. Поэтому и к фильму такой интерес.
— Почему в России и бывшем СССР не появилось приличных фильмов про Чернобыль?
— Было много хороших документальных фильмов. Но художественных, действительно, не было. Чернобыль внезапно оказался далеко от нас. В России решили: мол, это на Украине, это их проблемы. Доходило до того, что, например, на памятном мероприятии в Киеве, посвященном 25-й годовщине аварии, нашу страну представляла юная девушка – ровесница трагедии. И это было совершенно нелепо.
30 лет со дня самой крупной катастрофы в Чернобыле>>
В результате выросло поколение, которое понятия не имеет, что такое авария на Чернобыльской АЭС. Американо-английский сериал рассчитан как раз на эту публику. И я с огромным любопытством наблюдаю, как молодые смотрят этот фильм. Они спрашивают меня: так ли все было? Они даже книги бросились читать о том, что произошло. И вот это как раз очень положительное влияние фильма.